Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Владыка Тарасий: надежное тепло Севера

Публикуем интервью друга нашего храма епископа Великоустюжского и Тотемского Тарасия.

Начало мая ознаменовалось для православных верующих Великого Устюга важным событием. После хиротонии архимандрита Тарасия (Перова) во епископа Великоустюжского и Тотемского, которая совершилась 2 мая за Божественной литургией в Покровском монастыре города Москвы, архиерей прибыл на место своего служения. В интервью газете «Устюжаночка» Владыка рассказал о себе и планах развития епархии. 

— Долгое время кафедра новообразованной Великоустюжской и Тотемской епархии пустовала, несомненно, верующие Великого Устюга с нетерпением ждали Вашего появления на Великоустюгской земле. Доводилось ли Вам прежде бывать в Великом Устюге? Каковы Ваши впечатления о нем?

— В Великом Устюге я не впервые, мне доводилось бывать здесь несколько лет назад, причем дважды, и в предыдущий визит даже удалось послужить в Стефановском храме. Впечатления от города, конечно, самые приятные. Видно, что здесь жизнь идет по своему, особенному укладу. Здесь есть своя изюминка. Великий Устюг — город спокойный, по-хорошему консервативный, очень привелекательный своей патриархальностью. Что особенно важно, устюжане не утеряли связь со своими корнями, хранят и чтут память своих святых. А святые Устюжской земли — ее небесные покровители — заслуживают отдельного разговора. Для людей же очень важно сохранять живую связь со своими святыми, которая здесь, в Великом Устюге, несомненно чувствуется.

— До назначения на Великоустюжскую кафедру где проходило Ваше служение? После переезда ощутима ли для Вас разница в климате, в быту, в окружении?

— Я служил в Мурманске. Одиннадцать лет — в Свято-Никольском кафедральном соборе, потом — на архиерейском подворье. Мурманск — очень необычный город, который многому учит. Это связано, конечно, и с климатом, и с историей. Город рыбаков и мореходов, понесший неимоверные потери в годы войны, выстоявший и выживший благодаря единству и силе своих жителей. Мне кажется, по духу Мурманск чем-то похож на Великий Устюг. Наверно, своим особенным северным теплом, которое чувствуется в людях, — ровным, спокойным и очень надежным.

— Откуда Вы родом, где прошло Ваше детство? Как давно Вы встали на путь служения Церкви?

— Я родился в 1976 году, прошло мое детство в Мурманске, я коренной мурманчанин, хотя моя бабушка родом с Вологодчины — из Усть-Кубинского района, а дедушка — из Тамбовской области. Биография у меня вполне обычная. Окончил школу, потом заочно учился на историческом факультете педагогического института. Работал тренером по шахматам. В двадцать шесть лет крестился, в двадцать восемь принял постриг и был рукоположен.

— Стало ли образование, полученное в миру, чем-то полезно Вам в церковном служении?

— Образование вообще полезно, будь то в миру или в церковной жизни. Образованный человек может шире смотреть на мир, здраво оценивать происходящее. Поработать учителем мне не довелось, окончив институт, я продолжил заниматься шахматами, тренерской работой.

— Вы стали первым архипастырем новообразованной Великоустюжской и Тотемской епархии и в то же время для Вас Великоустюжская кафедра стала первым местом служения в сане архиерея. Перед Вами — нелегкая задача или, напротив, отличная перспектива выстроить церковную жизнь на поверенной Вам территории в соответствии со своими представлениями и идеалами. В чем Вы видите первостепенные задачи своего служения и каких изменений стоит ждать верующим Великого Устюга?

— Первостепенная моя задача — полюбить эту землю, то есть понять, чем она живет, чем дышит. Людей узнать, их нужды. Только поняв, прочувствовав, можно выбрать правильное направление для дальнейшего движения. В этом я, конечно, очень надеюсь на помощь самих устюжан, на их отклик, на их живое участие. Церковная жизнь здесь налажена, в этом огромная заслуга местных батюшек. С учетом того, какими малыми силами, — и как много сделано. Будем стараться и впредь улучшать то, что есть. В первую очередь, необходимо приложить все усилия, чтобы миряне чувствовали себя частью церкви, ощущали себя нужными церкви и полезными, принимали активное участие в ее жизни. Возможно, не все инициативы и не сразу получится воплотить в жизнь, но они должны быть со стороны прихожан, чтобы церковная жизнь не была односторонней.

— Сложно не заметить, что с приходом митрополита Игнатия на Вологодчине активней стали возрождаться храмы, увеличилось число приходов. Ожидать ли устюжанам возрождения и открытия ныне закрытых храмов, образования новых приходов?

— Храмов в Великом Устюге, конечно, в преизобилии. Храмы красивейшие, каждый — со своей особенной историей. К сожалению, многие из них нуждаются в восстановлении, и это то, о чем стоит задуматься. Конечно, хотелось бы, чтобы эти удивительные храмы стали действующими, были возрождены.

Что касается новых приходов, на мой взгляд, здесь еще нужно четко осознавать, для чего мы хотим этого. Сейчас в Великом Устюге четыре действующих храма в самом городе и один на Дымковской стороне. Неужели для сегодняшнего количества прихожан этого недостаточно? Если вопрос состоит в удаленности храмов, то давайте вспомним, что были времена, когда люди к Причастию шли за сотню километров и не роптали. Ведь как может получиться: сегодня я хочу, чтобы храм был в моем районе, завтра — чтобы рядом с домом, а послезавтра — чтобы Бог сам ко мне приходил. Надо уметь ценить то, что имеем, и уметь благодарить Господа за то, что дано.

Да, мы стремимся к тому, чтобы возрождать храмы, больно смотреть на то, в каком запустении многие из них находятся сейчас. Я так вообще за то, чтобы все храмы действовали и были полны. Но есть один момент, на который надо обратить внимание. Храм строится вокруг Христа, вокруг Чаши. Если в престольный праздник, в воскресенье, к Чаше подходит даже не половина пришедших в храм, значит, он не заполнен. А если мы этот храм не заполнили, можем ли у Господа еще один просить?

Будем возрождать храмы, но должна быть, в первую очередь, молитва, помощь со стороны горожан. Часто под этим словом — помощь — мы понимает какое-то утилитарное действо — оказание милостыни, материальные вложения. Далеко не каждый имеет возможность так помогать. А вот доброе отношение, молитва за ближнего и общее дело посильны каждому и очень важны. Изменить мир можно, только начав с себя. Господь поставил человека в центр мироздания. Пока мы, люди, не поймем необходимости менять себя в сторону добра, красоты, ожидать этих изменений от мира бессмысленно. Будем работать над собой, каждый день совершать маленький подвиг, и Господь не оставит без награды.

— Каким Вы видите Ваше взаимодействие с мирянами, со священством вверенной Вам епархии?

— Пока будем присматриваться: они ко мне, я к ним. Могу сказать, что я открыт для любых предложений и инициатив, если они направлены на благое и доброе дело. От людей жду открытости и прямого небоязливого слова. В духовной жизни важны постоянство и постепенность. Наши предки десятилетиями строили один храм, не ожидая скорого результата, потому что они знали: плоды могут быть и не сразу. Будем трудиться и ждать добрых плодов.

 — Спасибо за откровенный разговор, Ваше Преосвященство! Желаем Вам успехов и помощи Божией в Ваших трудах! 

Беседовала Антонида Смолина 

Источник