Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Храмовое зодчество

Образ православного храма – знакомый и узнаваемый символ. Но всегда ли он был таким? И что символизируют главные его особенности – купола, своды, трехчастная структура? Обо всём этом, подробно – в Энциклопедии православного богослужения протоиерея Михаила Бравермана. 

Храмовое зодчество

Первые годы после Вознесения Господа христиане еще посещали Иерусалимский храм, но таинство Причащения, установленное Господом на Тайной Вечери, совершали в домах. В основе первоначального христианского богослужения лежит как ветхозаветная богослужебная традиция, так и Тайная Вечеря. И на формирование христианского храма повлиял как Иерусалимский храм, так и Сионская горница, в которой Господь установил таинство Причащения (Сион — название одного из холмов Иерусалима.

Храмовое зодчество

Образ православного храма – знакомый и узнаваемый символ. Но всегда ли он был таким? И что символизируют главные его особенности – купола, своды, трехчастная структура? Обо всём этом, подробно – в Энциклопедии православного богослужения протоиерея Михаила Бравермана.

Созданию Иерусалимского храма предшествовала скиния — шатер, который по Божьему повелению соорудил Моисей на пути из страны рабства в Землю Обетованную. Скиния разделялась на три части. Самая важная, отделенная завесой, называлась Святая святых, ибо там хранился Ковчег Завета — облицованный золотом ларец. Установленные на его крышке скульптуры крылатых херувимов (Ангельских Сил) словно охраняли помещенные внутри святыни: золотой сосуд с манной (ею Бог питал народ в пустыне, и она же была прообразом Евхаристии), жезл священника Аарона — брата Моисея, а также скрижали — плиты с десятью заповедями Ветхого Завета.

И сейчас храм имеет трехчастную структуру: притвор, собственно храм и алтарь, символизирующий духовное Небо (слово «алтарь» переводится как «возвышенный жертвенник»). Алтарь обычно ориентирован на восток, ведь там восходит солнце, а Церковь называет Господа «Солнцем правды». Здание, посвященное Богу и не имеющее алтаря, называется часовней (от службы часов). 

Слово «алтарь» переводится как возвышенный жертвенник

В первые три века Церковь претерпевала жесточайшие гонения. В это время богослужения зачастую проводились тайно и даже под землей, в катакомбах — подземных погребальных галереях, в криптах (тайниках), иногда так называется нижняя, расположенная под основной, церковь, в более просторных капеллах (от латинского «вмещать»).

После окончания эпохи гонений начинается бурный рост храмового строительства. Император Константин Великий передает Церкви общественные здания — базилики (царские дома). Базилика представляет собой строение прямоугольной формы с нечетным (1, 3, 5) числом нефов (от латинского «корабль») — вытянутых внутренних помещений, рядами колонн.

Одна из древнейших христианских базилик освящена в 339 году на месте Рождества Христова в Вифлееме. 

Храмовое зодчество

Раннехристианская базилика Димитрия Солунского в греческом городе Салоники

Другие храмы, воздвигнутые по поручению святого равноапостольного Константина на Святой Земле и связанные с земной жизнью Христа Спасителя, представляли собой ротонды (от латинского «круглый»), например над Гробом Господним, или восьмигранники — октогоны. «Окто» значит «восемь», в церковной символике это число вечности, и потому зачастую купель, в которой принимают Крещение — рождаются для вечности, — восьмиугольная.

Постепенно храм приобретает притвор («предхрамие») и трансепт — поперечный неф перед алтарной частью. Две крестообразно соединенные базилики привели к появлению крестового (в плане) храма, затем дополненного куполом, который символизирует духовную твердь. Крестово-купольный храм, сформировавшийся в V–VIII веках в Византии, стал одним из самых распространенных архитектурных типов христианских церквей.

Трехчастная структура храма сохранилась до сих пор. Храм состоит из притвора, собственно храмового пространства и алтаря

Массовое строительство церквей в Древней Руси началось сразу же после ее Крещения в 988 году. Последующий XI век (в правление Ярослава Мудрого) был отмечен созданием Софийских соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке. София (с греческого — «премудрость») — одно из имен Господа Иисуса Христа. Софией был назван главный храм Византийской империи. В Русской же земле Софийские храмы были посвящены Богородице, от Которой воплотилась Божия Премудрость.

В Киеве престольным (главным) праздником стало Рождество Богородицы, а в Полоцке и Новгороде — Ее Успение. Каждый храм имеет свое посвящение, например Троицкий собор, Храм Христа Спасителя, либо храм может носить имя праздника, или одной из Богородичных икон, или же святых. В храме может быть несколько престолов и, соответственно, несколько престольных праздников. 

Храмовое зодчество

Собор Святой Софии в Великом Новгороде

Постепенно сложился особый характер русского храмового зодчества. Своя стилистика отличает храмы Великого Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальского княжества и Москвы. Появилось арочно-ступенчатое завершение храмовых стен и особый, установленный на барабане, «луковичный» купол.

Если византийский купол символизирует Небо, сходящее на землю, то русский обозначает горение свечи. Впоследствии такую форму приобрел шлем русского воина. Храм являет собой Божественный порядок — космос. Но мир сотворен для человека, и потому храм имеет человеческие черты: купол — это глава, барабан, на котором он установлен, — шея, своды — плечи. Весь храм, завершающийся луковичным куполом с крестом, обозначает победу в духовной брани — битве с грехом.

Число установленных на храме куполов тоже имеет символику. Один обозначает веру в Единого (Одного) Бога, два символизируют две природы, Божественную и человеческую, в Иисусе Христе, три — тайну Пресвятой Троицы, пять — Христа и евангелистов, семь — священное число, обозначающее полноту (семь даров Святого Духа перечисляет пророк Исаия, семь основных церковных таинств соединяют нас с Богом, семь Вселенских Соборов знает история Церкви), девять — число ангельских чинов, тринадцать куполов символизируют Господа и двенадцать апостолов. В России с XVII века строились многокупольные храмы, где двадцать четыре купола обозначали единство Ветхого и Нового Заветов: двенадцать судей (руководителей) Израиля и двенадцать апостолов, а тридцать три — годы земной жизни Христа.

Храмы были кирпичными, белокаменными, а также деревянными. Самым распространенным строительным материалом на Руси было дерево. Это привело к появлению храма нового типа — шатрового. Создание купола из дерева было технически трудным, поэтому с XVI века получила широкое распространение шатровая конструкция. Затем шатровые храмы стали строить также из камня и кирпича. Самый известный пример — храм Василия Блаженного в Москве.

Храмовое зодчество

Храм Василия Блаженного в Москве

Византийское наследие, характер русской святости, природа России — все это отразилось на формировании самобытной стилистики русского храмового зодчества. Еще одной особенностью стала открытость русской культуры. Удивительно, что типично русские образцы архитектуры — Успенский и Архангельский соборы в Кремле — были созданы в XV–XVI веках итальянскими архитекторами Аристотелем Фиораванти и Алевизом Фрязином.

В то же время Казанский собор в Санкт-Петербурге в духе европейской архитектуры построил русский зодчий Андрей Воронихин, сын крепостного.

Господствующая мода на архитектурный стиль — барокко, рококо, классицизм, ампир — находила отражение в храмовом строительстве. На рубеже XIX– XX веков обращение к византийским и древнерусским образцам, соединенное с элементами модерна, привело к возникновению неорусского и русско-византийского стиля.

В начале XX века после Октябрьской революции Церковь в России вошла в период гонений. Многое из духовного и культурного наследия Церкви — достояния всего человечества — было уничтожено.

В годы советской власти храмы взрывались, разрушались, в шедеврах мировой архитектуры устраивали овощехранилища и фабрики, а в монастырях — концлагеря и тюрьмы. После празднования 1000-летия Крещения Руси, с падением коммунистического режима началось возрождение церковной жизни. К 2013 году было восстановлено и заново построено около двадцати пяти тысяч храмов. Многие из них отразили новые направления в храмовом зодчестве.

Источник