Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Книга о Богородице

14 августа  за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы начинается Успенский пост.

Накануне начала Успенского поста, единственного, посвященного Богородице, — о котором митрополит Антоний Сурожский писал, что это – «время радости»,  мы хотим напомнить об уникальной книге, посвященной Пресвятой Богородице.

 Книга «Агни Парфене»  протоиерея Михаила Бравермана посвящена Пресвятой Богородице. Так на греческом языке называется известный гимн, составленный святителем Нектарием Эгинским в честь Царицы неба и земли. В 2013 году автор в составе группы паломников, состоящей из преподавателей и студентов Санкт-Петербургских Духовных школ, побывал  на древней византийской земле. Там, в городе Эфесе, где святой апостол Иоанн Богослов написал Благовестие Христово, где он поселился вместе с Девой Марией, исполняя заповедь Христа Спасителя, данную ему с креста «Жено, вот сын Твой», была завершена книга, посвященная Пресвятой Богородице, которую отец Михаил начал писать за шесть лет до этого. Группу паломников возглавил архиепископ Гатчинский Амвросий, ректор Санкт-Петербургских Духовных школ, и он же написал предисловие к этой книге.

Книга о Богородице

«Мне хотелось показать красоту богословия человеку обычному, неподготовленному, важно было представить эту сложную область с привлекательной стороны, потому что все, что говорится о Боге, имеет отношение к нам, — сказал отец Михаил в беседе с корреспондентом журнала «Вода живая» на презентации книги в КД «Глагол». — Знание о Боге важнее, чем любое другое знание. Вся наша жизнь, наше человеческое счастье зависит от того, что мы знаем о Боге Творце, нашем Создателе, нашем Спасителе. Я хотел поговорить с читателем о сложном  простым, доступным языком. Главное — осознать необходимость личных отношений с Богом, потому что Бог — это личность. Должны быть и личные отношения со святыми, а особенно — с Той, Которая возглавляет лик всех святых».

Книга о Богородице

О книге «Агни Парфене»

Вступление архиепископа Амвросия

Почитание Пресвятой Богородицы занимает особое место в учении и жизни Православной Церкви. В согласии со словами святого апостола Павла, мы исповедуем, что есть только один ходатай перед Богом за людей – Господь Иисус Христос [1 Тим. 2:5]. Человеческое спасение – это дело Божие, ставшее возможным благодаря воплощению, распятию на Кресте и воскресению Единородного Сына Божия. Как результат Христова подвига тысячи и тысячи людей при содействии Божией благодати смогли достичь чистоты и праведности в своей жизни.

Из огромного сонма христианских святых особо выделяется личность Пресвятой Богородицы – Матери воплотившегося Сына Божия, через восприятие человеческой природы ставшего Богочеловеком Иисусом – Христом и Помазанником Божиим. Именно Она, Пречистая, была удостоена стать Матерью Чистейшего, именно Ее утроба приняла Личность Того, Которого не могут вместить Небо и земля. В том, что стал возможным удивительный факт Боговоплощения, изменивший весь ход человеческой истории, прежде всего заслуга Церкви Ветхого Завета, сумевшей сохранить Божие Откровение во мраке окружавших Ее языческих народов и создавшей условия, в которых вырос замечательный и чистейший духовный цветок – Пречистая отроковица Мария.

Есть в этом немалая заслуга и Самой Богородицы, Которая с радостью и готовностью откликнулась на призыв Божий стать Матерью Мессии, хотя это принесло ей огромные испытания в жизни [Лк. 2:35]. Когда же Дева, оставаясь Девой, стала Матерью Сына Божия, – поскольку там, где этого желает Бог, «побеждается естества чин», – жизнь Богоматери стала неразрывно связана с жизнью Спасителя.

Неслучайно выпускник Санкт-Петербургской Православной Духовной академии и клирик Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Михаил Браверман через личность Божией Матери всесторонне и обстоятельно, но при этом доступно раскрывает в этой книге учение, жизнь и спасительный подвиг Иисуса Христа.

В книге теснейшим образом переплелись евангельская история, православное вероучение и литургический контекст. Каждый сюжет Священного Писания и церковного Предания, в котором участвует Богородица, рассматривается автором в связи с тем или иным догматическим положением церковного учения, будь то вопрос об именах Божиих или о первородном грехе. Автор цитирует святых отцов и обращается к церковной истории, на страницах которой мы находим вдумчивое и горячее почитание Божией Матери. Особенно привлекает то, что отец Михаил в равной степени уделяет внимание таким важным составляющим литургической жизни Церкви, как богослужебные тексты, с одной стороны, и иконы, с другой. В каждой из рассматриваемых икон автор раскрывает смысловой и символический подтекст, что звучит убедительно и придает книге особую богословскую глубину и основательность.

Желаю, чтобы книга «Агни Парфене» не только увлекла красотой и актуальностью православного богословия, на что она, безусловно, способна, но чтобы в итоге побудила каждого из нас обратиться с горячей молитвой и твердой верой к Пречистой Богородице и Ее Сыну – Господу нашему Иисусу Христу.

АМВРОСИЙ, 
архиепископ Петергофский, ректор Санкт-Петербургской Православной Духовной академии

Главы книги:

 

Программа на канале «Союз» из цикла «Беседы с батюшкой»

В студии — протоиерей Михаил Браверман, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены. Передача из Санкт-Петербурга.

 

— Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий Михаил Кудрявцев. С Новым годом!            

Сегодня у нас в гостях настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены в Санкт-Петербурге протоиерей Михаил Браверман. Здравствуйте, батюшка!

 

— Здравствуйте, дорогой Михаил! Здравствуйте, дорогие телезрители!

Батюшка, я знаю, что совсем недавно Вы издали свою новую книгу. Расскажите о ней,пожалуйста.

 

— Книга посвящена Пресвятой Богородице и называется «Агни Парфене». Так на греческом языке называется известный гимн, составленный святителем Нектарием Эгинским в честь Царицы неба и земли. В 2013 году в составе группы паломников, состоящей из преподавателей и студентов Санкт-Петербургских Духовных школ, мне посчастливилось быть на древней византийской земле. Там, в городе Эфесе, где святой апостол Иоанн Богослов написал Благовестие Христово, где он поселился вместе с Девой Марией, исполняя заповедь Христа Спасителя, данную ему с креста «Жено, вот сын Твой», мной была завершена книга, посвященная Пресвятой Богородице, которую я начал писать еще шесть лет назад. Группу паломников возглавил архиепископ Гатчинский Амвросий, ректор Санкт-Петербургских Духовных школ, и он же написал предисловие к этой книге.

Мы встречаемся с вами 1 января — в первый день Нового года. Как замечательно, что наше летоисчисление идет от Рождества Христова, которое является той самой главной точкой, до и после которой можно считать земное время. Именно в Рождестве Бог посещает наш мир, становится человеком, и книга, посвященная Пресвятой Богородице, говорит о том, что мы прославляем Ее прежде всего потому, что Ее совершенная любовь, совершенная чистота и святость привели Бога в наш мир.

Если позволите, я зачитаю отрывки из этой книги. Эпиграфом к ней послужили слова исповедника и профессора богословия Михаила Скоблановича: «Вся жизнь Пресвятой Богородицы проходит в какой-то тайне для христиан. Можно сказать, из святых жизни, ни об одной не известно так мало». Это, действительно, удивительно, потому что Дева Мария занимает исключительное место в жизни Церкви, и в то же время вся Ее жизнь окутана тайной. После Христа Спасителя Она самый близкий к нам человек, но, действительно, что мы можем сказать о Ней.

Пролог книги — «Пресвятая и Христос Бог«.

«Евангелие совсем мало говорит о Богородице и Приснодеве Марии, ибо в центре его — Сам Господь Иисус Христос, Его Личность и Его учение. Но и то немногое, что открывает нам Евангелие о Пресвятой Марии, имеет прямое отношение к нашему спасению и дает нам основание обращаться к Ней в молитвах.

Слово «Евангелие» означает «благая весть» — радостная весть о том, что в мир приходит Мессия-Христос. И самой первой это было возвещено Деве Марии в день Благовещения Архангелом Гавриилом: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…» [Лк. 1:28] И Ей, «не знающей мужа», обещано, что Она станет Матерью воплощенного Сына Божия. И ответ Девы Марии Архангелу «Вот, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» [Лк. 1:38], — приводит Бога в мир.

Это Дева Мария встречала мудрых волхвов, пришедших поклониться Богомладенцу, и это Ей на сороковой день по Рождестве Христовом было открыто Симеоном Богоприимцем, что оружие Креста пронзит и Ее душу.

И свое первое чудо — претворение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской — Господь сотворил в ответ на просьбу, на ходатайство, Своей Пречистой Матери. И тогда, свидетельствует очевидец этих событий, апостол Иоанн Богослов, «поверили в Господа Его ученики».

А в самый страшный момент евангельской истории — распятие — Господь с креста обращается к Своему любимому ученику и говорит о Богородице: «Вот Матерь твоя!» [Ин. 19:27]. И мы можем надеяться, можем понимать это так: Она мать для всякого Христова ученика, для каждого, кто с верою и надеждою несет крест свой.

Литургическое почитание Пречистой Божией Матери веками развивалось из евангельского благовестия, а в особенности расцвело после III Вселенского собора (431 г.), навсегда связавшего учение о Личности Богочеловека с именованием Девы Марии Богородицей.

В имени «Богородица» заключено, по слову преподобного Иоанна Дамаскина, все таинство Божественного домостроительства. В нем содержится весь смысл учения о Личности воплощенного Сына Божиего: «Ибо если родившая — Богородица, то Родившийся от Нее — непременно Бог, но непременно и человек». Таким образом, все, что для нас связано с Девой Марией, относится к Ее Сыну и может приниматься как часть христологии — учения о том, как сочетаются две природы (Божественная и человеческая) в единой Личности Иисуса Христа.

Сын Божий, рожденный от Отца предвечно, от Девы Марии рождается во времени Сыном Человеческим. И не замечать Пресвятую Деву — значит не замечать человечество Господа. И не прославлять Деву Марию — значит не прославлять ставшего человеком Бога, поэтому святитель Григорий Богослов, которому принадлежит одно из ключевых мест в становлении православного богословия, мог написать: «Кто не исповедует Марию Богородицей, тот отлучен от Божества». Потому что причастными Богу — «причастниками Божеского естества» [2 Пет. 1:4] мы становимся через человечество Сына Божиего. В Рождестве от Девы Марии Единосущный Отцу, обладающий единой — одной с Богом Отцом — природой, становится единосущным нам; и значит, Его Отец становится и нашим Отцом Небесным, если только мы стремимся исполнять Его волю.

Именно от Девы Марии воспринимает человеческую природу Божий Сын. Сколько бы ни было на протяжении веков святых и праведных дев, не было среди них такой чистой сердцем, от Которой Бог, обитающий «в неприступном свете» [1 Тим. 6:16], мог бы родиться человеком. Так возлюбила Она Всевышнего — всеми силами души и разума, — что в день Благовещения в Нее смог вместиться Безграничный Бог. Церковь называет Деву Марию Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Всесвятой и Всенепорочной, обозначая ту меру святости, которая превосходит всякое земное представление о праведности. Так именуем мы только Одного Бога —  Пресвятую Троицу, Матерью человечества Единого от Которой стала Она — Дева Мария. И нет ни на земле, ни на Небесах никого, более близкого Господу Богу, чем Его Пречистая Матерь — Богородица и Приснодева Мария. Она Царица Неба и земли, потому к Ней Единственной мы обращаемся, не просто испрашивая молитвенного о нас перед Богом предстательства, как просим святых, но молим Ее: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Это отрывок из пролога книги «Агни Парфене«, которая вышла в издательстве «Ладан» в прекрасном оформлении. Завершена она была в 2013 году, и в течение целого года мы занимались ее оформлением с замечательным книжным художником Марией Кагарлицкой. Теперь мы рады представить ее всем, кто любит учение о Церкви, православное богословие, культурное наследие Православной Церкви.

 

— Что еще, помимо богословских рассуждений, содержит книга?

 

— Описание важнейших праздников в честь Девы Марии: Ее зачатия, Ее Рождества, Введения во храм, праздника Благовещения и, конечно, описание важнейших Ее икон. Почему именно образ Девы Марии стал самым востребованным и распространенным в Православной Церкви. Само существование иконы обусловлено фактом Боговоплощения — невидимый Бог стал видимым, и значит, стал изобразимым. Изображая святых, мы являем людей, которые стали храмом для обитающего в них Духа Святого. Прежде всего, Бог становится видимым благодаря Деве Марии, и по преданию Церкви первая икона — это икона Пречистой Божий Матери. Первый иконописец, по преданию, это человек греческой культуры евангелист Лука.

 

— Кому в первую очередь Вы рекомендовали бы прочесть эту книгу?

 

— Мне бы очень хотелось, чтобы эта книга послужила установлению личных отношений человека и Пречистой Божией Матери, потому что Бог — это Личность, мы обращаемся к Нему лично, и такие же личные отношения должны быть у нас со всеми святыми и, прежде всего, с Той, Которая возглавляет Лик всех святых, то есть Пречистой Божией Матерью. Эти отношения возникают, когда мы думаем, читаем о Деве Марии, обращаемся к Ней в молитве, созерцаем Ее иконы. Конечно, очень хотелось бы, чтобы любое размышление о Пресвятой Богородице привело нас к желанию вознести Ей молитву, обратиться к Ней и Ее Божественному Сыну.

Если позволите, я прочитаю короткую главку, которая говорит о близости Христа Бога и Его Пречистой Матери, называется она «О слове Божием и духовном родстве».

«В церкви мы не чужие, а свои — родные Богу. Сын Божий, воплотившись, стал нашим братом по Своей человеческой природе, и, значит, Его Отец стал нашим Отцом Небесным. «Возлюбленные! мы теперь дети Божии» [1 Ин. 3:2], — восклицает апостол Иоанн Богослов. И, конечно, Дева Мария, от Которой воспринимает природу Сын Божий, совсем по-особому близка Господу и должна быть близка нам. Как и всякий человек, Господь наследует от Своей Пречистой Матери физические и душевные черты. Но близость Господа и Пресвятой Богородицы — это не только родство по плоти и крови; это близость совсем особая — духовная, и Евангелие несколько раз отмечает это.

Так на свадьбе в Кане Галилейской Господь не послушал Деву Марию как Свою мать, но ответил на Ее веру и Ее смирение. На брачном пире, где среди гостей были Господь с только что избранными учениками, и Дева Мария, неожиданно заканчивается вино. Дева Мария пытается обратить на это внимание своего Сына в надежде, что Он сможет помочь. Но Господь ответил Ей: «Что мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» [Ин. 2:4] . Это выражение («что мне и тебе») означало: «Что между нами общего?» Что общего между Богом и человеком? Что приближает и приводит человека к Богу? Вера! И когда Пресвятая указывает на Господа и говорит слугам, бывшим в доме, — говорит и всем нам, с верою читающим и слушающим Евангелие: «Что скажет Он вам, то сделайте» [Ин. 2:5], тогда Господь принимает Ее веру и ходатайство — Он претворяет воду в вино, совершает первое евангельское чудо, после чего «уверовали в Него ученики» [Ин. 2:11].

Но чудеса и рассказы о них — камень преткновения для близких, для тех, кто знал Спасителя как самого обыкновенного человека. «Что за премудрость дана Ему и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры?» [Мк. 6:2-3] — спрашивают друг друга жители Назарета, где жил Господь до выхода на проповедь. Чудеса — особый соблазн для двоюродных или троюродных братьев Господних; ведь как трудно было уверовать во Христа тем, кто знал Его с детства, как тяжело было увидеть Предвечного в Том, Кто родился человеком и рос на их глазах. И тем не менее среди святых Церкви мы прославляем и сродников Господа по плоти — Его братьев, и среди них Иакова, первого епископа Иерусалима.

Но уверуют они потом, а пока ближние, услышав, что толпы следуют за Господом, решили, что Он не в Себе, и «пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» [Мк. 3:21] . Еще бы! Иисус оставил Свое ремесло, чтобы стать странствующим проповедником, Он покинул дом, чтобы, по Его собственному слову, не иметь места, где преклонить голову. Его ближайшими учениками стали простые рыбаки, даже один мытарь — сборщик налогов, грешник, отвергнутый обществом. Так и говорили о Господе: «Друг мытарей и грешников». Его проповедь сразу же привела к конфликту с духовными властями. И, конечно, по мнению сродников, это не могло кончиться ничем хорошим. Действительно, через три года Господь будет оболган и предан лютой казни преступника на Кресте. И вот родственники идут за Иисусом, чтобы вернуть Его домой. С ними идет и Матерь Его, но мы можем сказать, что Она идет с верою, — потому что хотя и жил Господь в детстве и отрочестве в доме Иосифа и Марии в послушании им, Мария сохраняла в Своем сердце и тайну Благовещения, и те слова, что сказал Ей в день Сретения Симеон Богоприимец.

И когда Господь учил, некто сообщил Ему: «Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои (вне дома) спрашивают Тебя». Господь же сказал в ответ: «Кто матерь Моя и кто братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» [Мк. 3:32-35].

Но ведь эти слова нисколько не уничижают славы Девы Марии, ибо никто не исполнял воли Божией так, как Она. Эти слова — о том, как может быть близок Бог человеку, стремящемуся исполнять заповеди Божии, близок, как брат и сестра, — потому что Сам Господь Бог стал по Воплощении нашим братом. Близок, как мать: Слово Божие может обитать в человеке, как ребенок в своей матери прежде рождения. В одной из притч Господь сравнивает Свое учение с семенем, посеянным в землю, и это семя — Слово Божие, посеянное в сердцах человеческих, услышанное с верою, должно принести плод.

И еще говорит Евангелие о родстве духовном и плотском. Однажды некая женщина, потрясенная речью Господа, восславила Его Матерь: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие». Он же отвечал, что блаженны (то есть счастливы) все, кто слушают и соблюдают Слово Бога [Лк. 11:27-28]. И снова те слова, которые Господь относит ко всем истинно верующим в Него, прославляют прежде всего Деву Марию, потому что именно Она так слушала и так хранила Слово Божие, как никто и никогда на этой земле. Так слушала, что от Нее «Слово стало плотью» [Ин. 1:14], и так хранила, что Сама стала Храмом для Бога. И как прославление Пресвятой Богородицы понимает Церковь эти слова Христовы, заканчивая ими литургийное чтение на Богородичные праздники: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» [Лк. 11:28].

Продолжение беседы