Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Можем ли мы сказать, что общение с Богом для нас – праздник, а собрание верующих в Него – источник радости?

Голос радости
Можем ли мы сказать, что общение с Богом для нас – праздник, а собрание верующих в Него – источник радости? Многие полагают, что Бога нужно бояться, а Церковь у наших современников нередко ассоциируется с темными тонами и тяжелыми периодами в жизни. Об этом предлагает задуматься протоиерей Владимир Хулап, рассматривая Евангельскую притчу о брачном пире.

Рассказывая о жизненном устройстве древнего общества, отец Владимир проясняет смысл примеров и образов, которые использовал Иисус в своей проповеди. 

Притча о брачном пире
(Иисус) сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже всё готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Другой сказал:  «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти». И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых». И сказал раб: «господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место». Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных».

Лк. 14:16-24

Для верующих утренние и вечерние молитвы также могут постепенно становиться монотонным «вычитыванием», церковное богослужение – тяжелым «выстаиванием», а церковные предписания – чем-то давящим и неудобным. Однако Христос использует для описания Царства Божия образ радостной трапезы, на которую приглашаются все. Вариант этой притчи в Евангелии от Матфея еще более конкретен: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего (Мф. 22:2).

Свадебный пир – глубокий библейский образ, поскольку именно брак используется в Священном Писании для описания отношений Бога и Его народа, вечной и неизменной любви Творца. Песнь Песней, прекрасный ветхозаветный гимн, называет «крепкой как смерть» эту любовь, которую «воды не могут потушить, и реки не зальют» (Песн. 8:7).

Можем ли мы сказать, что общение с Богом для нас – праздник,
а собрание верующих в Него – источник радости?

Последняя же книга Библии завершается величественной картиной эсхатологического брака Христа с полнотой Церкви: Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя (Откр. 19:7). Это вечная и радостная встреча Бога с человеком, брачное же торжество становится символом глубочайшего исполнения творения в Творце, когда, по словам апостола Павла, будет Бог все во всем (1 Кор. 15:28).

Во время заключения брака празднуется чудо воплощенной любви; это повод пригласить родственников и друзей, предложить им самое лучшее угощение, чтобы вместе разделить эту новую радость. Подобным образом Бог призывает нас приобщиться к Своей любви, радости и счастью, поэтому апостол Павел говорит: Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Флп. 4:4).

К сожалению, об этом измерении духовной жизни мы обычно забываем, сводя ее к соблюдению определенных предписаний и запретов, поэтому окружающие, глядя на нас, не могут понять, что же такое христианство. Однако именно словами о радости как высшей цели каждого христианина завершаются заповеди блаженства: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах(Мф. 5,12). Вкусив этой радости во Христе, мы открываем в себе ее неиссякаемый источник, который преображает нас не только в благополучные моменты нашей жизни, но и  дает силы в ее самые тяжелые периоды: «Не может там не быть радости, где любовь, ибо любовь порождает радость, а Бог есть любовь (1 Ин. 4:8); и потому где Бог со Своею благодатью, там и радость.

А поскольку это сокровище, радость духовную, имеют внутри себя и всегда и везде носят ее в себе, то ничто ее отнять не может: ни счастье и несчастье мира сего, ни честь, ни бесчестие, ни богатство, ни нищета, ни болезнь, ни раны, ни скорбь, ни узы, ни темницы, ни сама смерть.

Истинно же любящему Бога и страдать ради Любимого радостно… Так святые мученики с радостью себя предавали на мучение и на смерть за имя сладчайшего Господа Иисуса, как на сладкий духовный пир. И чем большую кто имеет любовь, тем большую чувствует в себе радость, тем безбоязненнее подвизается за имя Христа» (святитель Тихон Задонский).

Источник