Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Жития Святых

9 ноября память прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних Пещерах почивающаго (1113-1116). 

В начале XII в. почил прп. Нестор Летописец, который запечатлел для духовного блага потомков светлый образ святого игумена Феодосия, а также принял участие в работе над самой древней летописью Руси. 

Первыми сочинениями Нестора явились «Чтение» о свв. Борисе и Глебе и «Житие» преп. Феодосия. Во введении к «Житию» говорится: 
«Написав сначала о жизни, и о гибели, и о чудесах святых и блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба, я понудил себя перейти и к другому рассказу. Он превышает силы мои, и я остаюсь недостойным его, будучи груб и невежда. К тому [же, я еще] и не обучен [никакому] искусству. Однако я вспомнил, Господи, Твои следующие слова: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет» (Мф. 17, 20); «Если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится… будет ему, что ни скажет» (Мк. 11, 23); «Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас» (Лк. 17, 6). И я, грешный Нестор, утешился названной мыслью, и укрепился верой и упованием, что при Твоем содействии нет невозможного, и положил начало слову писания. Оно посвящается жизни нашего преподобного отца Феодосия». 

В конце «Жития» читаем: 
«Это записано мною, грешным Нестором, нижайшим из всех в монастыре нашего блаженного отца Феодосия. Я был принят в него преподобным игуменом Стефаном. Он же совершил надо мною и постриг, облачив в монашескую одежду, а еще позднее возвел меня также и в диаконский сан». 

Старший среди известных сегодня списков «Чтения» о свв. Борисе и Глебе создан в XIV в. А «Житие» преп. Феодосия сохранилось в «Успенском сборнике» XII — XIII вв. и более поздних списках. Составление «Жития» исследователи относят к 80-м гг. XII в. (времени внесения имени прп. Феодосия в общецерковный синодик Руси). 

«Послание» лаврского инока Поликарпа к игумену Акиндину упоминает, что «Нестор, явившийся составителем летописи», вместе с другими подвижниками принял участие в исцелении св. Никиты, который по самоволию удалился в затвор и стал жертвой бесовского обольщения. Сопоставление данных «Послания» с «Повестью временных лет» показывает, что исцеление св. Никиты произошло в 1078 г. В своем «Послании» Поликарп говорит и о том, что «блаженный Нестор поведал в летописи о блаженных отцах: о Дамиане и Ефреме, и Матфее, и Исаакии». Жития четырех перечисленных преподобных описаны в «Слове о первых черноризцах Печерских» из летописной статьи 1074 г. в «Повести временных лет». «Патерик» 1462 г. именует св. Нестора автором летописных рассказов об основании Печерского монастыря и обретении мощей преп. Феодосия. В относящемся к XVI в. Хлебниковском списке Ипатьевской летописи в заголовок «Повести временных лет» внесено имя «черноризца Нестора Феодосьева манастыря Печерьскаго» как автора. Отцом первой из древнерусских летописей считали св. Нестора и писатели XVII в. в Украине и России. 

+ Повесть временных лет.+ 

«Повесть временных лет» – это иллюстрация к одноименному летописному своду, составленному в XII веке монахом Киево-Печерской обители, преподобным Нестором Летописцем. Летопись вобрала в себя в большом количестве сказания, повести, легенды, устные поэтические предания о лицах и событиях древнейшей истории, начиная с ветхозаветных времён. «Повесть временных лет» излагает историю славянских народов от первых киевских князей до начала XII века. Это самый ранний летописный свод Древней Руси.