Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

О чтении святых Отцов

Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом — много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником — много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость. С преподобным преподобен будеши, и со избранным избран будеши (Пс. 17, 26-27). 

Во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнью, а странствованием, познакомься со святыми. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства: поступи в общение с ними. Когда выйдешь из храмины тела, — они примут тебя к себе, как своего знакомого, как своего друга (Лук. 16, 9). 

Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели (1 Кор. 1, 10). Где единомыслие, там непременно и единодушие, там непременно одна цель, одинаковый успех в достижении цели. Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единосущный святым Отцам, ты спасешься. 

Небо приняло в свои блаженные недра святых Отцов. Этим оно засвидетельствовало, что мысли, чувствования, деяния святых Отцов благоугодны ему. Святые Отцы изложили свои мысли, свое сердце, образ своих действий в своих писаниях. Значит: какое верное руководство к кебу, засвидетельствованное самим небом, — писания Отцов.

Писания св. Отцов все составлены по внушению или под влиянием Св. Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующейся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Св. Духа. Все воды земли стекаются в океаны, и, может быть, океан служил началом для всех вод земных. Писания Отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтобы научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец — святое Евангелие. 

Св. Отцы научают, как приступить к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением св. Отцов. Когда же они научать тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие. 

Не сочти для себя достаточным чтения одного Евангелия, без чтения св. Отцов. Это — мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию св. Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний. Многие, все отвергшее безумно, кичливо св. Отцов, приступившие непосредственно, с слепою дерзостью, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных. 

О чтении святых Отцов

Чтение писаний отеческих — родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Св. Писания, вере правой, жительству но заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать, — спасению и христианскому совершенству. 

Чтение отеческих писаний, из-за уменьшения Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства. Книги св. Отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки. Опять: — эти книги подобны богатому собранно врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство. Говорил св. Епифаний Кипрский: «Один взор на священныя книги возбуждает к благочестивой жизни». 

Чтение св. Отцов должно быть тщательное, внимательное и постоянное: невидимый враг наш, ненавидящий глас утверждения (Притч. 11, 15), ненавидит в особенности, когда этот глас исходит от св. Отцов. Этот глас обличает козни нашего врага, его лукавство, открывает его сети, его образ действий; и потому враг вооружается против чтения Отцов различными гордыми и хульными помыслами, старается ввергнуть человека в суетные попечения, чтобы отвлечь его от спасительного чтения, борет его унынием, скукою, забывчивостью. Из этой брани против чтения св. Отцов мы должны заключить, как спасительно для нас оружие столь ненавидимое врагом. Усильно заботится враг о том, чтобы исторгнуть его из рук наших. 

Каждый избери для себя чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, написавших о безмолвии: инок, живущий в общежитии, — Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира — св. Отцов, произнесших Свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов. 

Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе, будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самим делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Св. Писания и св. Отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими. Аминь.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) 

Источник: Вечное/«L’Éternel» // Православный журнал. № 2. — Аньер (Франция), 1948. С. 2-4.