Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Жития Святых

26 ноября совершается память святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского

Память святителя Иоанна Златоуста, патриарха Царьграда, установлена ежегодно 26 ноября в честь годовщины его восшествия на архиепископскую кафедру. Святителя Иоанна Златоуста святые отцы именуют «устами Христовыми, светилом всемирным, вселенским учителем». Иоанн Златоуст был родом из Антиохии. Он учился у лучших философов и риторов. С 398 года Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольской церкви. Он был величайшим проповедником и оставил нам огромное богословское наследие. Произведения Иоанна Златоуста признаются исследователями как важнейшие источники по истории Антиохии IV в.

Святитель Иоанн Златоуст (Златоустый), архиепископ Константинопольский, — один из трех Вселенских святителей. Родился около 347 года в Антиохии, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать Иоанна, Анфиса, в двадцать лет осталась вдовой. Она приняла решение больше не выходить замуж, а посвятить себя воспитанию сына в христианском благочестии. Юный Иоанн учился у лучших философов и риторов того времени. 
Когда преставилась мать Иоанна, он принял иноческий постриг. Вскоре Иоанна посчитали достойным для епископского сана. Однако он предпочел не становиться архиереем. В этот период Иоанн написал свой великий труд «Шесть слов о священстве». Он провел четыре года в пустыни, где создал такие произведения, как «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение инока с царем» («Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни»), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два с половиной года он подвизался в молчании, находясь в пещере.

Когда Иоанн вернулся в Антиохию, епископ Мелетий поставил его в диакона (381 год). Иоанн создал такие богословские труды, как «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников». В 386 году Иоанн был рукоположен в пресвитера епископом Антиохийским Флавианом (320-404 гг.). Пресвитер Иоанн стал блестящим проповедником Слова Божия. За свой дар Богодухновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». В течение двенадцати лет дважды в неделю, а бывало и ежедневно, Иоанн проповедовал в церкви при большом стечении людей. В это время он написал толкования на ряд книг Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Кроме того пресвитер Иоанн имел попечение о бедных: Антиохийская Церковь ежедневно обеспечивала пищей до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. В начале Великого поста 388 года пресвитер Иоанн начал толкование книги Бытия, которое закончил в конце октября. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно произносил проповеди.

С Пасхи следующего года Иоанн начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к римлянам и к коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к галатам, ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к ефесянам Иоанн обличал антиохийский раскол: «Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух».

В 397 году преставился архиепископ Константинопольский Нектарий. Иоанн был вызван из Антиохии для поставления на константинопольскую кафедру в качестве архиепископа. Свои архипастырские труды он начал с совершенствования священства. Средства, предназначенные для архиепископа, Иоанн отдал на содержание нескольких больниц и гостиниц для паломников. Сам же архиепископ Иоанн питался весьма скудно, не посещал церковные пиршества. Он занимался утверждением христианства не только в Константинополе, но и во Фракии, Малой Азии, Понтийской области. Иоанн направлял самых ревностных христианских миссионеров для проповеди в Финикию и Персию. Иоанн писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святой не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, обличал архиепископ Иоанн. Императрица Элия Евдоксия (ум. 404 г.), супруга императора Флавия Аркадия (377-408 гг.), повелела конфисковать последнюю собственность у вдовы и детей опального вельможи. Архиепископ Иоанн заступился за вдову. Но императрица не уступила и разгневалась на архипастыря. Еще сильнее разгорелся ее гнев после того, когда недоброжелатели сказали ей, будто архиепископ Иоанн в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, состоящий из иерархов, которых ранее обличал Иоанн, постановил лишить его сана и казнить за оскорбление императрицы. Но император Аркадий заменил казнь на ссылку. Народ заступался за своего архипастыря. Чтобы избежать волнений, Иоанн сам отдал себя в руки властей. В ту ночь в Константинополе произошло страшное землетрясение. Напуганная Евдоксия просила супруга вернуть из ссылки Иоанна и отправила ему письмо с мольбами о возвращении. Но спустя время очередной донос пробуждает гнев Евдоксии.

В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. После исполнения постановления сгорел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров. Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа «за все пути Его». В октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Иоанн, находясь в Армении, укреплял в вере своих духовных чад. Сохранились его многочисленные письма епископам Азии, Африки, Европы. В 405 году Иоанн заболел. Но его недоброжелатели продолжали бесчинствовать. Из Константинополя пришел приказ перевести Иоанна в Пифиунт (Абхазия). Переход, длившийся три месяца в дождь и зной, Иоанн совершал под конвоем, будучи обессиленный болезнями. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Христовых Тайн, Иоанн со словами «Слава Богу за все!» отошел к Господу 14 сентября 407 года.

Иоанн был погребен в Команах Понтийских (территория современной Абхазии).

В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом: «Прими престол свой, отче!», а уста святителя, лежащего в гробу нетленным, отверзлись, и он возгласил «Мир всем!». В ходе Четвертого крестового похода (1204 год) мощи святителя Иоанна были вывезены из Константинополя в Рим, а 26 ноября 2004 года, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова и хранятся в соборе Святого Георгия в Фанаре (Стамбул).
Иоанн Златоуст является автором литургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается в большую часть дней богослужебного года.

Источник