Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Актуальные вопросы приходской жизни

В преддверии Успенского поста. Подготовка к «Богородичной Пасхе»

С 14 августа Святая Церковь вступает в Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели.

Хочется, чтобы люди понимали, ради Кого они постятся. Успение Божией Матери – это Богородичная Пасха. А пост – это приготовление к Богородичной Пасхе.

 

В преддверии Успенского поста. Подготовка  к "Богородичной Пасхе"

В начале каждого  поста мы стараемся настроиться на преодоление этой духовной дистанции. Но в отличие от олимпийского старта, к которому спортсмен подходит в своей наилучшей форме, а на финише остается без сил, духовный старт предпринимается, как раз для того, чтобы сделав некий рывок, совершив усилие, к окончанию поста подойти еще более сильным и свежим. В этом и заключается смысл любого самоограничения: отдавая силы физические и напрягая свою волю (для молитвы и богослужения), взамен получить от Бога силы духовные для встречи и осмысления великого христианского праздника, который завершает  церковный пост.

Как настроиться  на пост

Как нам приготовить  себя к посту? Для этого, прежде всего, требуется постепенность приучения.

Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают безмерно поститься. Таковых пост не прочен, не полезен, а скорее вреден: они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, – без толку злятся на всех и на все, или же пост скоро делается для них невыносимым, и они бросают его.

Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно – мало-помалу.

Каждый сам должен определить – сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, – неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством.

По слову аввы Дорофея, «мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от уничижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком… поститься и глазами, то есть не смотреть на суетные вещи, на давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха… и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела». Делающий так может надеяться на то, что путь его поста будет верным, и в конце он увидит в себе не утомленное тело, озлобленную душу и остывшее сердце, но духовному зрению его откроется до того сокровенный смысл праздника Успения.

Польза поста многоразлична:
а) пост скоро и ясно показывает человеку, что для его жизни нужно немногое, и здоровье его зависит не от изысканной, но от простой пищи и пития;

б) пост очень скоро обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки, к которым он прилепился сердцем, и что плоть его больше всего любит;

в) пост делает нас способными к молитве и размышлению о Боге и Божественном. «Кто постится, тот с добрым духом молится», – говорит св. Иоанн Златоуст.

В преддверии Успенского поста. Подготовка  к "Богородичной Пасхе"