Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Протоиерей Михаил Браверман. Тайна воплощения Слова.

Рождество Христово

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. (Мт.1,18-25)

(Синодальный перевод)

«Я получил образ Божий и не сохранил Его, Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти и плоть обессмертить» Святитель Григорий Богослов (слово 45, на святую Пасху).

Из всего, Господом Богом совершенного, – творения Вселенной, Земли и человека, – самым непостижимым и удивительным является Рождество по плоти Господа и Бога нашего Иисуса Христа. «Воплощение Сына Божьего производит головокружение» – говорит святитель Фотий. Владыка мироздания, Тот, чьи звезды над нами и чья под нами земля, Тот, Кто не вместим в целом мире, – вмещается в утробу Девы Марии. Тот, Кто является Всемогущим, рождается беззащитным Младенцем. Тот, Кто является Царем мира, рождается не в царских чертогах, а в Вертепе – пещере для домашнего скота.

Перед Рождеством Христовым средиземноморские земли Европы, Азии и Африки были объединены в единое политическое пространство – Римскую империю. Это объединение, также как и распространение греческого языка как средства межнационального общения, через несколько десятилетий обеспечит стремительную проповедь Евангелия во всей ойкумене – во всем освоенном человеком мире.

Властителям империи, чтобы собирать налоги, необходимо было знать численность подданных. В правление Кесаря Августа во время переписи в маленькой, покоренной римлянами Иудее каждый пошел записываться в свой родовой город. Среди пришедших тогда в Вифлеем – городок, где когдато родился царь Давид – был его далекий потомок – пожилой плотник Иосиф, а с ним юная Дева Мария. Весь ветхозаветный мир ожидал пришествия Христа. Но когда Его Пречистая Матерь и Иосиф Обручник пришли в Вифлеем, им не нашлось в переполненном городе никакого иного места, кроме Вертепа. Здесь и совершается непостижимое чудо Рождества Христова – Бог рождается человеком! Всевышний становится Тем, Кем Он не был, – Человеком, оставаясь Тем, Кем был всегда, – Богом. В Евангелии мы видим Господа Иисуса Христа как истинного Бога и подлинного человека. Как человек Господь испытывает жажду, голод и усталость, а как Бог творит чудеса, исцеляет и воскрешает. Как человек Господь засыпает в лодке, но, разбуженный испуганными учениками останавливает бурю одним повелением. Как человек Господь плачет над умершим другом Лазарем, но как Бог возвращает его к жизни. Господь проявляет эмоции – плачет и гневается, в Гефсиманском саду перед арестом Он тоскует и наконец, Он страдает и умирает, но как Бог Он побеждает смерть Своим Воскресением!

В Личности Иисуса Христа Бог пришел к нам для того, чтобы разделить с человеком его жизнь. Он, будучи бессмертным, принимает смерть, чтобы человек мог разделить Его Воскресение и Его жизнь вечную.

Воплощение Сына Божьего есть откровение о Боге, мире и человеке. «Тайна Воплощения Слова содержит в себе смысл всех загадок и образов Писания и всего умопостигаемого творения», – написал преподобный Максим Исповедник о Рождестве Христовом. «Бога не видел никто никогда, Единородный Сын сущий в лоне Отчем, Той явил» (Ин.1.18). Вся полнота ведения Бога, «Который обитает в непреступном свете, Которого от человек никто не видел и видеть не может» (1Тим.6.16), открыта Господом Иисусом Христом. На просьбу Своего ученика Филиппа: «Покажи нам Отца», то есть покажи нам Начало и Смысл и Первопричину всего сущего, Христос ответил: «Видевший Меня видел и Отца» (Ин.14.9). Таким образом, познание Сына есть знание об Отце. И полнота, и глубина учения о Боге – догмат о Пресвятой Троице тоже явлен нам Иисусом Христом. «Его же ради Отца познахом, Его же ради сниде Дух Святой» – так сказано об этом в одной из молитв. Сын Божий открывает нам Отца и Сам открывается в Духе Святом, Который сходит на учеников в день Пятидесятницы.

Священное Писание Ветхого Завета непостижимо без его исполнения в Новом Завете. Апостол Павел написал, что у тех, кто читает его без веры во Христа, «до сих пор покрывало лежит на лицах», потому что все пророчества и прообразы Ветхого Завета исполняются во Христе Спасителе.

Человек находится на грани двух миров: тело его из материи – «из праха земного», а дыхание жизни – от Самого Бога. И, приняв тело, Бог породнился с миром. И Воплощение открывает нам ценность мира в Божественном замысле: мир есть Божие творение, с грехом человека отделенное от Бога, но этот мир так Богом возлюблен, что Он посылает в мир Своего Единородного Сына, чтобы Он взял на Себя грехи мира.

О том, что человек сотворен как таинственный образ Божий, сказано в самом начале Библии. Но также как «Бог неизреченнен, недоведом, невидим, непостижим», так непостижим и Его образ – человек. Можно говорить об отображении Божественного совершенства в духовном и невидимом начале в человеке, в его свободной воле и способности творить. В том бессмертном состоянии, в котором пребывал Адам до грехопадения и которое дарует нам Христос Бог. И как человек есть существо психофизическое, то и тело тоже включено в понятие «Божий образ». Ведь стать человеком Бог благоволил еще прежде сотворения мира «И потому – пишет о Христе Спасителе священномученик Ириней Лионский, – Он и появился в последние времена, чтобы показать, что Его образ похож на Него». (Доказательство апостольской проповеди).

Откровение о Боге – это также и откровение о высоте человеческого призвания, ведь «Бог стал человеком – говорили святые отцы, – для того, чтобы человек стал богом». Бог сошел на землю, чтобы человек мог взойти на Небо. Бог приобщился плоти, чтобы мы приобщились Ему.

Вифлеем, где когда-то юный Давид пас овец и где родился Христос, означает «дом хлеба». О Себе Господь, выйдя на проповедь, скажет: «Я есть Хлеб, сходящий с Небес и дающий жизнь миру»; «Ядущий Хлеб сей жить будет вечно»; «Хлеб же сей есть Тело Мое, Которое Я отдам за жизнь мира». Так Господь говорит о Таинстве Причащения. И само это Таинство, и тайна Церкви постигаются нами через созерцание Воплощения Сына Божьего. Так же, как Бог стал человеком и человеческая природа не растворилась и не исчезла в Божестве, так Хлеб и Вино Евхаристии после освящения сохраняют свои и вид, и свойства, но по сути они есть Тело и Кровь Христа Бога нашего. И через приобщение им, мы имеем в себе жизнь вечную! Тайна Церкви, о которой апостол Павел пишет, что она «Есть Тело Его, полнота Наполняющего все», тоже постигается через Боговоплощение – Церковь есть Сам Христос Который соединил Себя человеческой природе и доныне соединяет Себе человечество – каждого человека, который отвечает на призыв Его Божественной любви. И всякий раз, когда в Церкви совершается Божественная Литургия, мы встречаем пришедшего к нам в Рождестве Бога. И предваряют торжественное совершение Литургии слова, которые перед Престолом произносит священник и которые впервые были воспеты Ангелами в ночь Христова Рождества: «Слава в Вышних Богу и на земле, мир в людях доброго намерения!»

Протоиерей Михаил Браверман. Тайна воплощения Слова.

Вифлеем. Пещера Рождества

Источник