Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Проповеди

Протоиерей Михаил Браверман. Призвание апостолов. О Петре, о лодках и о рыбной ловле

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. (Лк.5, 1-11)

(Синодальный перевод)


Каждого человека Господь призывает быть с Ним. И судьба наша зависит от того, как мы отвечаем на этот божественный призыв. А бывало и так, что от достойного ответа некоторых людей менялись судьбы мира. В Ветхом Завете так произошло с «отцом всех верующих» Авраамом. И так было уже в новозаветную эпоху, эпоху Христовой Церкви, куда первыми были призваны двенадцать учеников, ставшие апостолами. Но почему именно этих людей выбрал Господь созидать на земле Свою Церковь? В том ли дело, что именно эти люди, большей частью галилейские рыбаки, были самыми достойными, самыми мудрыми и нравственными из тех, кто жил тогда среди Израиля? Евангелие дает понять другое: это были самые обычные люди, но они обладали одним общим свойством души: они всем сердцем искали Бога и всем сердцем ожидали Его Мессию — Христа. Не потому ли они и были избраны? Они искали Бога – и Бог ответил им; они ожидали Христа – и встретили Его.

Как только Господь начал Свою проповедь – после Крещения, поста и возвращения из пустыни, – за Ним сразу же пошли люди, чтобы слышать Его слово и видеть Его чудеса. В один из этих дней Господь и выбрал Себе первых учеников.

Итак, Генисаретское озеро; на берегу толпятся люди; их столько, что многим не видно и не слышно Иисуса. И вот Он входит в рыбацкую лодку и, отплыв от берега, говорит к народу. Хозяин лодки – Симон, будущий Петр. Он уже знаком с Иисусом – его приводил к Господу Андрей, брат Петра и тоже рыбак, ученик Иоанна Предтечи. Закончив проповедь, Иисус обращается к Петру, сидящему тут же в лодке, и велит ему отойти на глубину и закинуть сети. Петр знает, что рыбы нет: для рыбака, трудившегося всю ночь и ничего не поймавшего, тщетность новой попытки очевидна. Но Петр повинуется этому Человеку, потому что он слышал Его Слово. Он закидывает сети в воды, которые только что были пусты. Ужас нашел на рыбаков, когда сети начали прорываться, не выдерживая тяжести чудесного улова. И Петр, припав к коленям Иисуса, просит Его: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лук 5.8). В этот момент Симону Петру приоткрылось, что Тот, Кто был с ним в лодке, больше, нежели учитель и наставник. Петр испытал священный трепет, он ощутил, что рядом с Тем, Кто с ним в лодке, человек лишь «прах и пепел». Вокруг лодки – вода, выйти было некуда; «оставь меня, выйди из моей жизни» – вот что значили на самом деле вырвавшиеся у Петра слова. Всем своим существом Петр почувствовал, что прежняя Его жизнь Иисуса не вмещает, и если Господь входит в нее, то нужно, оставив весь мир, идти за Ним.

Петр – человек импульсивный, слова эти – результат его потрясения. Господь же, зная, что причиной им был охвативший Петра страх Божий и благоговение, отвечает не на слова, но на глубинное движение его сердца. И Господь одобряет Петра. «Не бойся, – говорит Он, – отныне будешь ловить человеков» (Лук.5.10). Это – метафора. «Ты доставал из пучины рыб, а будешь спасать людей» – вот ее смысл. Передавая в Евангелии эти слова Господа, апостол Лука употребил греческий глагол …… – ловить живьем. В Септуагинте (греческом тексте Ветхого Завета) он означает также спасение людей от смерти (см. Числ.31.18). Петр, а с ним его друзья – братья Иаков и Иоанн, вытащив лодки на берег, оставляют их и идут вслед за Господом.

Затем было три года, которые они провели с Иисусом. Их Учитель совершал чудеса, исцелял безнадежно больных, возвращал к жизни уже умерших, и самое главное – учил, как «власть имеющий», и слова Его были словами вечной жизни. Петр от лица всех учеников уже назвал Иисуса Христом, Сыном Живого Бога. Но ученики, так же, как большинство их современников, полагали, что Мессия приходит, чтобы восстановить былую славу Израильского Царства. И когда Господь открывает им, что Ему предстоит принять смерть, это слово еще не вмещается в их души. Когда же Христос был казнен и погребен, вся их вера, надежда, любовь – вся их жизнь казалась разбитой и потерявшей смысл. Так же, как и вера Авраама, вера апостолов прошла через катастрофические испытания.

И тогда история с лодками и чудесным уловом повторяется снова. Господь снова творит то же чудо, чтобы возродить учеников к вере. Эта новая история начинается со знака крушения всех надежд: ученики возвращаются к тому, что они оставили, когда пошли за Христом. «Иду рыбу ловить», – говорит Петр. «Идем и мы с тобою», – соглашаются другие. Так же, как тогда, перед призванием, они трудились всю ночь безрезультатно, сети их были пусты. Но вот проходит ночь и наступает утро. С берега их окликает воскресший Господь. Петр, когда-то просивший Иисуса выйти из его лодки, теперь сам бросается в воду и плывет к берегу, к Господу. Следом приплывает лодка с множеством пойманной рыбы – как и в тот раз, по слову Господа.

И слова Господа о Петре, что он станет «ловцом человеков», начнут исполняться именно теперь, после Воскресения Христова. Проповедь апостола Петра привлечет ко Христу сердца миллионов людей – не только тех, кто видели его и слышали его живое свидетельство, но и всех, кто на протяжении двух тысячелетий читает в Новом Завете о Петре и его призвании.