Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Жития Святых

Память преподобномученицы Параскевы Римской

Житие святой равноапостольной преподобномученицы Параскевы повествует следующее: она родилась в Риме, в семье благочестивых христиан: Агафона и Политии. Они долгое время не имели детей, и, только после горячих молитв, Господь даровал им единственную дочь Параскеву, названную так потому, что она родилась в пятницу (Параскева — пятница, греч.). Даты ее рождения и кончины точно не известны. Время жизни ее относилось к царствованию римского императора Антонина. В Риме правили два Антонина — Антонин Пий (138-161 гг. н. э.) и Антонин Философ (161-180 гг. н.э.) и в правление которого из них жила Параскева, неведомо.

Родители воспитывали дочь в духе истинного христианства, и воспитание это не пропало даром. После их смерти Параскева раздала все имущество нищим и посвятила себя апостольским трудам — проповеди Евангелия. С первой своей проповедью она выступила в Риме, и здесь же претерпела свои первые страдания. Императору Антонину поступил донос на смелую христианку. Он велел привести подвижницу к себе и пытался и ласками, и угрозами заставить ее отречься от веры во Христа. Параскева была непоколебима, и разгневанный император велел предать ее мучениям. На ее главу был возложен раскаленный медный шлем, но это страшное орудие не принесло святой никакого вреда. Тогда последовал новый приказ — бросить Параскеву в медный котел с кипящей смолой и маслом, но святая и здесь осталась невредима. Император усомнился, действительно ли смола в котле расплавлена, и неосмотрительно приказал Параскеве плеснуть в него жидкостью. Она зачерпнула из котла рукою и плеснула ему в лицо. Сильный ожог и слепота были наказанием жестокому правителю. Мучаясь от невыносимой боли, ничего не видя, недавний мучитель умолял свою жертву: «Раба истинного Бога, — просил он, — помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы и я мог уверовать в того Бога, которого ты проповедуешь». По молитве святой император тотчас был исцелен, прозрел и вместе со своими приближенными принял христианство.

Отпущенная с миром Параскева ушла в другие края проповедовать христианство. Она пришла в город, где правил некий Асклипий. И этот правитель, подобно императору Антонину, пытался отклонить Параскеву от евангельской проповеди, но, не добившись желаемого, осудил ее на смерть. По обычаю, смертников отдавали на съедение страшному змию, жившему вблизи города. Святая помнила слова Господа: «Змия возмут, аще что смертно испиют, не вредит их» (Мк. 16:18). Бесстрашно подошла она к чудовищу, осенила его крестным знамением, после чего оно распалось надвое и исчезло. Это чудо вразумило язычников, и весь местный народ уверовал в Господа Иисуса Христа.

Наконец, святая Параскева попала в места, управляемые человеком по имени Тарасий. И здесь святая выступила с проповедью христианства, за что была предана страшным мучениям. Тарасий, видя, что святая непоколебима, приказал отсечь ей главу. Так святая преодобномученица Параскева увенчала свои апостольские труды мученической кончиной за имя Христово. Мощи честной главы святой преподобномученицы Параскевы находятся на Афоне, в Русском Пантелеимоновском монастыре. Частица мощей св.прпмчц.Параскевы имеется и в обители.

Местные крымские жители твердо веровали, что именно здесь, в глухом урочище Топлу, святая Параскева встретила свою кончину, а источник забил в то самое время, когда земля обагрилась кровью преподобномученицы. Святость этих преданий подтверждалась тем, что источник этот был целебным, и ежегодно 26 июля (по старому стилю) не только из окрестностей, но и из дальних мест сюда стекались люди (интересно, что местные татары наравне с христианами чтили источник и называли его Чокрак-Саглы-Су — источник живой, здоровой воды). Служился молебен с водосвятием, воду набирали в сосуды и уносили домой. Еще здесь не было ни дороги, ни единой постройки, только источник струился среди густого леса, а уж люди, с трудом пробираясь сквозь овраги и лесную поросль, несли сюда свои молитвы, свои упования и чаяния, утешались и излечивались и это было лучшим свидетельством тому, что святая преподобномученица Параскева не оставляет своей милостью эти места. И, конечно же, неопровержимым подтверждением тому было обретение в источнике иконы с изображением святой преподобномученицы Параскевы, которую греки взяли с собой во время переселения в Приазовье в 1778 г. Обретенная икона находилась в Мариуполе, в церкви Рождества Богородицы, и пользовалась особым уважением — по преданию, она спасла Мариуполь от холеры. С тех пор в день свершившегося чуда (26 июля по старому стилю) в церкви собирались одни только женщины и праздновали своеобразный «женский панаир» (церковный праздник).

Житие Святой Параскевы в росписях храма св. Параскевы в Топловском монастыре 

Память преподобномученицы Параскевы Римской

Память преподобномученицы Параскевы Римской

Память преподобномученицы Параскевы Римской Память преподобномученицы Параскевы Римской Память преподобномученицы Параскевы Римской Память преподобномученицы Параскевы Римской Память преподобномученицы Параскевы Римской

Тропарь преподобномученице Параскеве Римской, глас 1
 

Тщание имущи сообразно имени твоему, тезоименитая, равноимянную тебе веру в сожительство избрала еси, Параскево победоносная, темже изливаеши исцеления и молишися о душах наших.

Кондак преподобномученице Параскеве Римской, глас 4
 

Храм твой, всечестная, яко врачебницу душевную обретше, в нем вси вернии велегласно почитаем тя, преподобномученице Параскево славная.

Ин кондак преподобномученице Параскеве Римской, глас 8
 

Страстотерпице, вернии, песнь Параскеве, приидите, согласно воспоим, облиставает бо чудесы в мире, отгоняющи прелести тьму, и дающи верным благодать независтную, зовущим: радуйся, мученице многострадальная.

Молитва преподобномученице Параскеве Римской
 

О, святая и многострадальная преподобномученице Параскево! К тебе, аки теплей за ны к Богу молитвеннице, припадаем и прилежно молимся: умоли Господа и Владыку нашего пробавити милость Свою к нам, недостойным рабом Его, даровати же нам душевное и телесное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, во благочестии христианстем преуспеяние, к житию временному нужная и довольная, и вся ко спасению потребная; да мирно и благочестно поживше, сподобимся благую кончину христианскую улучити и Царствие Небесное наследити. Ей, предстательнице наша благая! Не посрами упования нашего, еже по Бозе и Пресвятей Богородице крепкое на Тя возлагаем, но буди нам ходатаица во спасение, да сподобимся вкупе с тобою и всеми святыми в радости блаженства вечнаго славити во твоем заступлении великую милость Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник