Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Проповеди

Протоиерей Михаил Браверман. О рае потерянном и обретенном.Евангельская история в проповеди.

Ведь если вы будете прощать людям, в чем они погрешили, простит и вам Отец ваш Небесный; если же вы не простите людям, не простит и вам Отец ваш Небесный, в чем вы погрешили. А когда поститесь, не напускайте на себя, как лицедеи, мрачного вида; ведь они делают себе унылые лица, чтобы показать людям, как постятся. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою. Но когда ты постишься, голову твою умасти и умой твое лицо, чтобы не людям показать, как постишься, но Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, вознаградит тебя. Не копите себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина разъедают, и воры вламываются и похищают; но копите себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не разъедают, и где воры не вламываются и не похищают; ибо где сокровище твое, там будет и сердце твое. (Мт. 6, 14-21)

Перевод Сергея Аверинцева

Воскресный день, предшествующий началу Великого поста, посвящен в Церкви воспоминанию о потерянном рае – Адамову изгнанию. Первый человек был сотворен для того, чтобы находиться с Богом в прямом общении, но когда человек нарушил заповедь, он уже не мог больше лицезреть Бога и потерял рай – был из него изгнан. И в мир, в котором оказался Адам, вместе с его грехом пришли страдание, болезнь и смерть. Все мироздание исказилось грехом человека. И вся история человечества имеет в своем основании грех отступления Адама от Бога. «В нем все согрешили», — говорит об этом апостол Павел, и мы можем понимать это двояким образом: как указание на Адама и как указание на грех. Во-первых, все человечество было заключено в Адаме и от него, отступившего от Бога, все люди приходят в мир, неся на себе печать его греха – смертность, и, во-вторых, каждый наш грех есть повторение того самого первого греха прародителей и тоже лишает нас Божественной Благодати.

В XX веке жил на Афоне преподобный отец Силуан. Прежде чем стать монахом он был крестьянином в Тамбовской губернии, служил в армии, под Петербургом в Колпино, и после службы, оставив записку батюшке Иоанну Кроншдатскому с просьбой о благословении, уехал на Святую гору. Старец Силуан не был ученным богословом в академическом плане, но он был просвещен Духом Святым и у него было удивительно верное отношение к Адаму и его греху. Всю жизнь святой плакал об Адаме и отождествлял себя с ним. Вся история мира и весь Ветхий Завет для него сконцентрировались в трагедии потерявшего рай Адама. «Адам, потерявший Бога, рыдал так, что все звери и все птицы умолкали в печали, а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь». Но история человечества не ограничивается только Адамом земным и в Библии Ветхому Завету последует Завет Новый. И в Новом Завете является уже не ветхий, но новый, небесный Адам – именно так называет Господа Иисуса Христа апостол Павел. И как потомки Адама мы пришли в мир уже смертными и склонными ко греху, но как христиане – люди, сочетавшиеся Господу в Таинствах Церкви, мы – наследники Его Вечного Царства. «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа»(Рим.5.17). И свои записки об Адаме преподобный Силуан заканчивает так: «Адам с плачем искал потерянный рай. Но Господь любовью Своею на Кресте дал ему иной рай, лучший прежнего, на небесах, где Свет Святой Троицы».

Неслучайно, конечно же, Церковь вспоминает изгнание Адама из рая накануне Великого поста, ведь пост – это время особой молитвы, время, в которое мы призваны стать ближе к Богу. И в этот день в Евангельском чтении звучат слова Господа из Нагорной проповеди — о посте и о прощении. Ведь примирению с Богом должно предшествовать примирение с ближним. А в конце этого дня, после Вечерни, совершается Чин прощения. Когда-то монахи Палестинских монастырей уходили на время в поста в пустыню для особого подвига, впереди их ждала неизвестность, они не знали, вернутся ли все они назад, и потому, расставаясь, они просили друг у друга прощения. И эта традиция сохранилась доныне: собираясь в духовное путешествие, – желая пройти путь Великого поста, мы тоже призваны простить друг друга. Направляя свою жизнь к Богу, мы неминуемо видим себя грешниками, мы нуждаемся в прощении, и Господь говорит, что Бог отнесется к нам так, как мы отнесемся к нашим ближним: «Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешений их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших». Эти слова – объяснение прошения молитвы Господней: «И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим». От ближнего нам и оправдание и осуждение, но так же, как и молитва, добродетель поста исполняется не для человека но для Бога. Потому и нельзя молиться и поститься напоказ, кто же поступает так, уже, по слову Господа, получает свою награду. Какую? Людское мнение. Но небесное возвышается над земным. И Господь призывает нас служить Богу «втайне», чтобы Бог, видящий сердце человека, воздал ему явно. И Господь призывает нас собирать сокровище не на земле, где тление и воровство – где нет нечего постоянного, но на небесах,«ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». То есть центр нашей жизни не здесь, а в духовном мире. Почему? Да потому что здесь, на земле, мы живем не своей жизнью, мы оказались здесь потеряв рай и мы «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13.14) мы ожидаем Нового – Небесного Иерусалима. И если мы именуем Бога нашим Отцом Небесным, то, значит, и отечество наше тоже на Небесах. Но, говорит Господь, «Если вы не были верны в чужом, кто даст вам ваше». Чужое – мир, в котором мы призваны встретить Бога и научиться быть Ему верными, а «наше» — это Вечное Царство Бога, «которое Бог уготовал всем любящим Его».

Аминь.