Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Архимандрит Иоасаф (Перетятько): «Хочешь стать не таким как все? — Становись церковным человеком».

Архимандрит Иоасаф (Перетятько): «Хочешь стать не таким как все? — Становись церковным человеком».Молодежка Троицкого Ионинского монастыря в Киеве известна далеко за пределами Украины. В первую очередь – своими добрыми делами и удивительным духом свободы и уважения к человеческой личности. И есть все основания предполагать, что аналогичные православные молодежные организации в нашей стране формировались во многом по примеру Ионинской молодежки.

Вот только неповторимость духовной атмосферы этого сообщества, безусловно, зависит от людей его составляющих – тех, кто задает тон и смысл общения. Конечно, от настоятеля Ионинской обители, главы Синодального отдела УПЦ по делам молодежи, епископа Ионы (Черепанова), а также священников, лидеров молодежного движения «Молодость неравнодушна» – архимандрита Иоасафа (Перетятько), игумена Валериана (Головченко) и протоиерея Николая Могильного.

Все они много, честно и от всего сердца работают с молодежью как в стенах Ионинского монастыря, так и на всевозможных выездных мероприятиях. У каждого из этих взрослых и духовно зрелых людей своя манера общения с молодыми и мало опытными собеседниками. Каждый из этих священников и сам создает духовный алгоритм Ионинского молодежного сообщества, и, неизбежно, транслирует его в пространство за стенами обители.

Так, из собственного опыта могу сказать, что яркие выступления о.Валериана на фестивалях православных журналов «Семейные чтения» имели огромный успех у молодежи и не только. Мнение о.Николая, главы семейства, воспитывающего восьмерых детей, находит естественный отклик в любом коллективе, где есть люди, которых волнует вопросы создания семьи и сохранения в ней любви. Ну а идейная убежденность и темперамент о.Иоасафа настолько вдохновляют молодых и рьяных, что создается эмоциональный резонанс, способный и горы свернуть, и жизнь в другое русло направить.

Один из примеров тому – участие о. Иоасафа в праздновании Международного дня православной молодежи в Виннице. Молодым православным винничанам хорошо запомнился тот потрясающий диалог. Когда даже нарушения в электроснабжении –полумрак, неработающие микрофоны и гул вентиляции лишь усиливали эффект от силы слова и духа. И поскольку, по признанию самого о.Иоасафа, на темы, затронутые в Виннице,  он говорит с молодежью уже более 11 лет, хочется попробовать передать смысл и колорит этих впечатляющих бесед.

«Я буду с вами предельно честен»

Конференц-зал «Панорама» наполнен до отказа. Православная молодежь и священники провели здесь уже полдня. Были интеллектуальные соревнования, художественные выступления, кофе-брейки и много-много общения. Все немножко устали, очень довольны и радостны. Интересно, что теперь скажет столичный батюшка, выступление которого анонсировалось в программе?

Алгоритм знакомства о.Иоасафа с аудиторией был построен на нарочитом эпатаже:

– Те, кто меня не знает, будут шокированы. До этого времени вам везло, потому что вы представляли духовенство идеальным, теперь вы узнаете, какое оно на самом деле.

Архимандрит Иоасаф (Перетятько): «Хочешь стать не таким как все? — Становись церковным человеком».

Зал притих и насторожился. Искренность и дружелюбие священника как-то не вязались со строгим предупреждением. Куда естественнее казалось приглашение батюшки к взаимопониманию:

– Мне очень хочется, чтобы у нас с вами получился диалог. А для этого есть несколько условий. Первое условие – не врать. Для этого я буду с вами предельно честен, и вас попрошу о том же. Задавайте вопросы, пишите записки – на любой манер и любую тему.

Далее о. Иоасаф выдает аудитории ключевые тезисы, являющиеся базисными и дающие возможность определения общих тем для обсуждения. По признанию батюшки, его любимый стиль диалога – провокация.

– Знаете, что меня больше всего раздражает в молодых людях? Они еще не знают, что такое двуличность, но уже постепенно набираются ее. Мы привыкаем жить на два фронта, а то и на три. Для церкви – одно, для улицы – другое, для общения – третье.

Молодежь начинает жить двойными, тройными стандартами, и меня это больше всего угнетает.

– Не стесняйтесь! Не стесняйтесь быть такими, какие вы есть!  Я общаюсь с вами и не боюсь за свои слова, меня не волнует, как я буду перед вами выглядеть в подряснике – могу с вами смеяться, а могу и плакать.

– В молодости очень страшно потерять лицо. Еще не имея лица, мы стараемся его сохранить. А пытаясь сохранить это внешнее, мы, очень часто, его теряем.

Каждый свой тезис о. Иоасаф иллюстрирует яркими примерами из жизни, в первую очередь своей. По сути, разговор батюшки с молодежью – это своего рода исповедь священника, где важные мысли красиво и естественно вшиты в канву живой непосредственной беседы.

– Молодому человеку нужно преодоление страха, нужна свобода, нужно найти себя. А это возможно тогда, когда ты по-настоящему жертвуешь собой. Поэтому молодые люди так стремятся на баррикады, на войну – туда, где можно испытать себя.

Поэтому я так люблю неформалов. Неформальность – это попытка обрести свою свободу, свое лицо. Поэтому неформальные объединения играют свою позитивную роль. А приход в Церковь уравнивает все эти перекосы. Почему неформальность по-своему хороша? Почему и наша Ионинская молодежка неформальна, почему мы всячески избегаем формализма? Потому что мы настолько заформализованы, мы настолько пытаемся казаться кем угодно, но не быть настоящими, что на самом деле теряем самих себя.

«А Церковь как раз и говорит: имейте свое мнение»

– Вот спроси у вас сейчас, кто вы есть, и первый же будет ответ: я православный или православная. Ответ по инерции – мы уже привыкли так говорить. У людей мозги отключает! И меня это удивляет. Я пришел в Православную Церковь за свободой, за свободой включить мозги и сказать: я против. Против того, что навязывает общество.

Я особенный. Я помню это прекрасное состояние, когда становишься православным. Помню это новое чувство свободы, когда ты что-то приобрел, но ничего не потерял.

Архимандрит Иоасаф (Перетятько): «Хочешь стать не таким как все? — Становись церковным человеком».

И рассказ о.Иоасафа о его воцерковлении в студенческие годы настолько колоритен, что вполне может послужить сценарием для фильма. Хотя, понятно, что батюшка вещает фрагментарно, но мазками широкими, яркими, запоминающимися…

– Почему мы так боимся быть особенными? Потому что нам сразу говорят, что это тщеславие – ни в коем случае особенным быть нельзя. Конечно, в каждой добродетели примешивается страсть. Но Господь в Евангелии говорит нам использовать свои таланты. А раз у каждого свои таланты, значит, каждый из нас особенный, исключительный. Почему мы так боимся своей исключительности?!

– А мы часто боимся показать, что мы православные, свою идейность показать, показать, что по своим взглядам, убеждениям и образу жизни мы не такие, как все. Ведь православных сейчас меньшинство. Да, Православие – культурообразующуя религия, и земля наша стоит на Православии, но то, что нас, практикующих православных, меньшинство – это факт.

– И я говорю молодому человеку: хочешь стать не таким как все? — Становись церковным человеком. Жить будешь не так как все, думать будешь не так как все и, самое главное, действительно станешь не таким как все – перестанешь бояться выглядеть дураком.  Станешь, в самом деле, исключительным. Потому что иметь свое мнение сейчас непопулярно.

– А Церковь как раз и говорит: имейте свое мнение. Есть мнение догматическое, каноническое – основа, фундамент нашей веры, то на чем зиждется наша жизнь. А есть свое личное мнение касательно всей жизни. Церковный человек имеет право на это, и в этом состоит его чувство свободы. Зайти в церковь и ощутить эту свободу – как в театре за занавесом: за канонами, за догматикой целый мир – свой мир, уникальный мир.

Так что, дорогие мои, вы не стесняйтесь иметь свое мнение.

«Любой момент манипуляции недопустим»

И началось чтение вопросов в записках и ответы на них.

«Батюшка, как относитесь к бальным танцам? Другие танцы – танго и аргентинские – не для спасения души – как быть?»

«Сейчас многие используют Православную Церковь как рычаг политического давления. Что делать?»

«Как бороться с тщеславием, дайте практические советы. Как приобрести мужественность?»

На каждый вопрос о.Иоасаф отвечал живо, искренне и зачастую масштабно. Привожу лишь краткие фрагменты ответов на некоторые из вопросов.

«Как вы, как духовное лицо, считаете: стоит ли молодежи создавать семьи в наше предантихристово время? Если можно, обоснуйте ответ».

После традиционной аргументации в пользу создании семьи и ожидания антихриста батюшка задает встречный вопрос:

–  Вам жить нравится? Честно нравится?! Так выпустите своих детей тоже на свободу пожить! Родите их!

«Нужно ли иметь диалог с сектантами? Проводится ли в этом направлении какая-то работа?»

В ответ – кинематографический рассказ о том, как сектанты манипулируют людьми. Когда человека ставят в неудобное положение, а потом вымогают деньги. Что-либо дают якобы в подарок, а потом требуют ответной щедрости. Человек неизбежно теряется, и отказать ему уже вроде бы неудобно.

– Кажется, что это выглядит некрасиво. Да, некрасиво, но у меня есть свое особое мнение по этому поводу.

Архимандрит Иоасаф (Перетятько): «Хочешь стать не таким как все? — Становись церковным человеком».

И далее – пример, как поступает батюшка в подобных ситуациях.

– Этот метод работает и очень хорошо. Но нам не стоит брать его на вооружение. Потому что в Церкви Православной любой момент манипуляции недопустим – нельзя это делать.

Знаете, почему я против диалога с сектантами? Потому что я не люблю, когда Священным Писанием начинают манипулировать. У меня, как у нормального православного человека, есть момент свободы. Манипуляция – это уже не свобода. Когда в моей свободе начинают использовать как оружие мою же Святую Книгу, я за это могу и ударить…

И опять: вопросы – ответы, вопросы – ответы…

«Батюшка, подскажите, как бороться с телесными желаниями мужа».

«Как поступить правильно в транспорте, кому уступить место: беременной или бабушке?»

«Скажите, пожалуйста, это нормально, когда девушка сначала заманивает парня, женит, а потом говорит: все, теперь ты от меня никуда не уйдешь. И в семье скандалы, но не изменяет, и шизофрении у нее нет?!» (хохот зала)

«Можно ли не носить платок дома и на улице жене?»

«Как научиться прощать? Как научиться смиряться?»

«Как можно оставаться самим собой, если наталкиваешься на непонимание священнослужителей и ревностных православных христиан?»

«Можно ли петь караоке в кафе, чтобы зарабатывать деньги?»

«Если я достигла возраста, когда хочется создать семью, а нет подходящего человека, как морально справиться с ситуацией?»

«Активизм в православии. Как не заразиться сектантским духом?»

«Почему легче начинать отношения с неправославным парнем, чем с православным?»

«Как совмещать спорт с духовной жизнью?»

Архимандрит Иоасаф (Перетятько): «Хочешь стать не таким как все? — Становись церковным человеком».

Более трех часов длилась беседа о. Иоасафа с православной молодежью Винницы. Все устали, но никто не хотел окончания диалога. И вопросы в записках, и бурные аплодисменты на многие ответы батюшки служили живыми иллюстрациями тому, насколько этот 40-летний священник знает и понимает молодых, насколько полезно обеим сторонам это неформальное, неангажированное человеческое общение.

Фото: Павел Лебедев

Источник: «Православие в Украине»