Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Проповеди

Грехопадение и Новая Ева. Рождество Девы Марии. Из новой, посвященной Пресвятой Богородице, книги прот. Михаила Бравермана.

Birth_bВ Православной Церкви нет Мариологии – учения о Богородице, как самостоятельной дисциплины. Можно сказать, что все, что говорит о Ней Церковь связанно со всем церковным учением, и прежде всего с учением о Господе Иисусе Христе – Боге родившемся человеком. И даже тропарь в честь Рождества Девы Марии несет в себе христологический смысл: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».
Бог не творил смерти, напротив, «Бог создал человека для нетления и создал его образом вечного бытия своего» (Прем. 2:23), через богообщение человек призван был стать причастником  вечной жизни которой обладает Один Вечный Бог. Но совершив грех, человек отпал от источника жизни – Своего Бога и Творца, и как следствие – пришла в мир смерть и ее предвестники – болезни и страдания. Весь мир исказился грехопадением человека и, таким образом, оказался  под клятвой – отделенным от Бога. «Проклята земля за тебя» (Быт. 3:17)  сказано было Адаму.
«Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» – говорит апостол (Рим. 5:12). Мы можем понимать эти слова как указание и на Адама и на его грех (такую возможность дает нам и греческий текст): все человечество было заключено в Адаме и от него рождается уже смертным, но и каждый наш грех – это уход от Бога, и это участие в грехе Адама – повторение его греха. То есть, мы также потеряли бы рай! И наше положение трагично еще и тем, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8.21).
И для того что бы спасти человека от вечной погибели – «упразднить клятву» и даровать нам «живот вечный» приходит к нам Господь. И у нас есть надежда – если до Воплощения благодать была для человека внешней, то после того, как Бог почтил человеческую природу в Рождестве, прославил ее Воскресением, а в день Вознесения взошел в Духовное Небо, человек получил удивительную возможность стать причастником Божьей благодати.  Это  дарует нам Господь Иисус Христос в Самом Себе – в Своей Церкви и Ее Таинствах. И как чада ветхого Адама мы приходим в мир уже склонными ко греху и смертными, то рождаясь Духом Святым от Господа в Таинстве Крещения и сочетаясь с Ним в молитве и других Таинствах Церкви мы становимся наследниками Его вечной жизни и Его победы над грехом.
И как через одного человека — Адама вошел в мир грех, так и «обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим. 5.17).  Все человечество было заключено в Первом Адаме и от Него рождается уже смертным, а во Христе нам открыт путь к исцелению, через рождение, в Таинстве Крещения, уже от Нового – Небесного Адама, именно так – «последним Адамом» (1Кор. 15:45) называет Господа апостол Павел.
В VI шестом веке в результате христологических споров и размышлений над тайной Личности Господа, в богословии появился термин «энипостатон» — «воипостастность», обозначающий существование внутри чего либо. Это слово, применительно к Господу Иисусу Христу означает, что Его Ипостась Сына Божьего восприняла человечество, и в Нем,  человечество становится собственным человечеством Его Личности. Таким образом в Спасителе человечество «воипостасированно» – включено в Его Личность.  При таком взгляде на Господа нам более ясными становятся слова апостола Павла о Христе как о Новом Адаме в Котором заключено все человечество. И «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15.22). И если Господа пришедший  «воссоздать» человека есть Новый Адам, то Дева Мария есть «Новая Ева», от Нее рождается Христос и от Нее начинается христианское поколение, «и как через деву род человеческий подвергся смерти, – говорит священомученик Ириней Лионский, – так через Деву и спасается, потому что непослушание девы уравновешено послушанием Девы» .
Библия свидетельствует о греховности всего человеческого рода. Причем грех, это нетолько неподобающий поступок, слово, чувство или мысль, вся человеческая природа поражена грехом, и это явленно как в духовной и душевной, так и в физической сфере: тело болеет, страдает и, в конце концов, умирает.   Пресвятая Мария тоже была подвержена последствиям грехопадения – страданиям и смерти телесной, но в Ее жизни было нечто совсем особое – Она возлюбила Бога такой совершенной любовью, что никогда не согрешала.   Грех не смог победить Ее намерение творить Божию правду.  Потому и избрал Ее в матери Единый Святой и Безгрешный.
О своем духовном опыте осмысления безгрешности Девы Марии, поведал нам преподобный Силуан Афонский. Однажды, еще молодым послушником, подумал он: «Быть может, Божия Матерь согрешила когда-нибудь хотя бы мыслью». «И дивно в моем сердце вместе с молитвою голос ясно проговорил: «Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью», так Дух Святой в сердце моем свидетельствовал чистоту Ее. Но во время земной жизни и у Нее были некоторая неполнота и безгрешные ошибки несовершенства. Это видно из Евангелия, когда Она, возвращаясь из Иерусалима, не знала, где Ее Сын, и потом вместе с Иосифом три дня искала его».
В определении  V  Вселенского собора Богородица названа Девой. И когда мы исповедуем Пресвятую Богородицу – Приснодевой, это не только наша вера в чудесное Рождество Господа и знание «что Бог идеже хощет побеждается естества чин» , это еще свидетельство особой чистоты, внутренней цельности и святости, которая врачует утраченное Евой. Приснодевство Марии в иконописи символизируют три звезды украшающие Ее мафорий (накидку). Одна звезда оказывается на челе, а две на плечах, обозначая что Пресвятая – Дева до Рождества Христова, в Рождестве и после Рождества.
В середине XIX веке в Католической Церкви был окончательно сформулирован и принят догмат о «непорочном зачатии Девы Марии». Суть его в следующем – так как Библия свидетельствует о греховности всего человечества, то необходимо было и «сверхъестественное» Божественное действие в самом зачатии Марии. Соответственно было сделано предположение, что Дева Мария действием Святого Духа изъята из всего человеческого рода. В XVIII  веке подобные представления поддерживались и некоторыми видными православными богословами, это было следствием влияния западных теологических идей на Киевскую Духовную академию, а затем и другие школы. И все-таки появление данного догмата и неприятие его Православной Церковью вызвано разным взглядом на проблему первородного греха. Святоотеческое богословие нашей Церкви видит в  его последствии не только греховность и рождающееся от него чувство вины, но прежде всего смертность, обусловленную нарушением заповеди. В этом плане и  Дева Мария была не свободна от всеобщего закона смерти. Но в том и подвиг – Ее совершенная любовь победила грех, и поэтому с самого зачатия Она исполнена благодати – в Ней по слову святителя Григория Богослова «и душа и тело предочищены Духом»  ведущем еще не содеянное человеком.  «Сия преграждение вражды разрушивши мир введе и царство отверзе»  и  «Если стена, отделявшая вселенную от Бога, не устояла перед усердием одной души, — что может быть удивительнее этого?» — восклицает святой Николай Кавасила.  И в силу Своей любви и святости Дева Мария более чем кто-либо нуждается в Спасителе мира дарующего нам Воскресение!