Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк. 18:10–14).
Евангелие свидетельствует: когда Господь проповедовал, «приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его» (Лк. 15:1). Понятен ропот и раздражение наблюдавших это фарисеев, ведь они-то избрали самое главное в мире – служение Богу, но их Господь обличал, а явных грешников прощал. «Он принимает грешников и ест с ними», – возмущались фарисеи. В Евангелии Господь многократно прощает, исцеляет и призывает к Себе тех, кто отвергнут обществом, и наоборот, подвергает критике тех, кого народ почитает и прославляет.
Иосиф Флавий, иудейский священник, ставший в итоге римским историком, написал: «Фарисеи живут скудно, воздерживаются от вкусной пищи и следуют велению разума». Почему же, если это так, Господь обличал их? Наверное, потому, что на самом деле ни фарисеи, ни книжники – ученые толкователи Закона, ни те, кого именовали высоким званием учителя, своей жизнью не соответствовали избранному пути. В чем обвинял их Господь? В тщеславии, в буквализме, в мелочности, в том, что они погрязли в исполнении суетных предписаний, забыв «милость и истину», в том, что сделали внешние критерии показателем служения Богу, и потому сами не приходят к Нему и другим, «навесив на них бремена неудобоносимые», не дают. И вот, досконально изучив Закон и пророков, они не узнали в Иисусе Христа, Сына Божьего. Слово «фарисейство» стало синонимом лицемерия. И Своих учеников Господь предупреждал: «Берегитесь закваски фарисейской». Мы все хорошо знаем, как легко потерять подлинную духовную жизнь за внешним исполнением тех или иных правил. А фарисеям Господь сказал однажды: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31).
Удивительно, грешники принимаются в общение, а те, кто должен был бы служить примером праведности, – отвергаются. Почему Господь Бог относится к людям по-разному, не все ли равны перед очами Божественной правды? Быть может, ответ состоит в том, что это люди ставят себя в разное положение по отношению к Богу. И если человек осознает себя грешником и нуждается в прощении, он его получает, а если человек считает себя праведником, то зачем ему прощение? Но ведь по отношению к невыдуманному, а реальному Богу человек может находиться только в положении кающегося грешника, ведь Бог Свят, «перед Ним и небеса нечисты» (Иов. 15:15) и «в Ангелах Своих Он усматривает недостатки» (Иов. 4:18). И о том, что всякий возвышающий себя будет уничижен и наоборот, всякий уничижающий себя будет возвышен, Господь рассказал в притче о мытаре и фарисее.
Два человека молились в храме. И мытарь не смел взирать на небо, он понимал, что у него нет никакого оправдания, он мог надеяться только на милость Божию. Фарисей же перечислял свои достоинства и то, что он постится, и то, что десятину жертвует со всего, что имеет. Но ведь никакое доброе дело не делает нас достойными Святого и Безгрешного. Фарисей не был лишен добродетелей, в чем же была его ошибка? В гордыне, которая есть мать всех грехов. Гордыня в духовном понимании – это, конечно же, не чувство собственного достоинства, а самость, возведенная в абсолют. Возгордишись, ниспали с Небес восставшие против Бога ангелы, превратившись в духов злобы. И человека от Божественной любви и благодати тоже отделяет гордыня. И «что может грех там, где есть покаяние? Как можно преуспеть в любви там, где есть гордыня?» – написал об этом древний подвижник, преподобный Иоанн Раифский. А наш современник, митрополит Антоний Сурожский, сказал, что все, что мы можем принести Богу, это любовь и смирение. Но в молитве фарисея не было ни любви, ни смирения, и самым важным в его глазах был он сам и его добродетели. «И прочие безумные глаголы» приложил фарисей к своей молитве: он благодарил за то, что он не такой, как прочие грешники – обидчики, прелюбодеи, пьяницы или вот этот стоящий в храме мытарь. Не сказано, что фарисей был осужден за подобную молитву, а сказано, что мытарь пошел из храма более оправданным.
Господь, Который все знает о человеке, знает, как и с чем обращается к Нему человек, рассказал нам эту притчу, чтобы мы не надеялись на свою праведность, а знали, что только смиренная молитва оправдывает нас. Чтобы мы помнили, что «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19), помнили, что «если бы мы судили себя сами, то не были бы судими» (1 Кор. 11:31), помнили молитву, оправдавшую мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Аминь.