Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Новости прихода

Ильинско-Черниговская икона Божией Матери

Ильинско-Черниговская икона Божией Матери

День празднования: 29 апреля (16 апреля по старому стилю).

Икона была написана написанного монахом Черниговского Троице-Ильинского монастыря Геннадием (в миру Григорий Дубенский) в 1658 году. А через 4 года произошло важное событие: с 16 по 24 апреля из глаз Богородицы на иконе текли слезы. У летописеца Самийло Величко можно прочитать: «Плакате тогда Пресв. Дева жалующи православных христиан малороссиянов, верных Сына своего рабов, яко чрез невзгоду, разорение и междоусобие едини уже смертоносным оружием доканчишася, другие от отчизны в плен отведошася, третьи имеяхуотведенибыти, а четвертым предлежаша в отчизни главы положите, за предводительством неистовившихся тогда властолюбивых и к междоусобию готовившихся вождов своих».

В скором времени последовало нашествие татар на Чернигов. Иноки Ильинского монастыря даже и не подозревали близости врагов. Однажды ночью к ним приходит известие, что татары собираются сделать нападение на их монастырь. Иноки немедленно собрались в церкви и, помолившись в ней, укрылись в пещере св. Антония (эта пещера в которой жил прп. Антонием Печерским, когда ушел из Киева). Ночью татары ворвались в монастырь. Они разорили все, что нашли в нем. Все иконы храма были опрокинуты или уничтожены. Невредимой осталась только чудотворная икона Богоматери. Царица Небесная не допустила варваров прикоснуться к Своему образу Всеблагая Заступница не допустила также войти им в пещеру, в которой скрывались иноки. Татары несколько раз пытались проникнуть в пещеру, подбегая к ней с зажженной лучиной и обнаженными мечами, но каждый раз отталкиваемые какой-то невидимой силой уходили без успеха. «Яко же бо иногда за Иелисея пророка, тако и зде паганов поразил Господь Бог слепотою, да душевными слепы суще очима, и телесными не узрят иконы Матери Божия, на ню же мы взирающие, яко истинную самую зрим Богородицу. Восприти им сила Божия, да недостойными руками не коснуться киота мысленного: яко одушевленному Божию киоту да не коснется никако же рука неверных. Неточию же не прикоснушеся иконе, но ни пещеру внийти к крыющимся в ней инокам можаху, аще и многащи покушахуся с возженною лучиною и обнаженными мечи, обаче яки неким отреваеми и изгоними, вспять возвращахуся. Сила то Пречистой Девы защищающая иноков, сароцином входа в пещеру возбрани», — писал в своей книге свт. Димитрий. 

 После этого от иконы начали совершаться многочисленные чудеса, включая воскрешение мертвого ребенка. Они были описаны святителем Дмитрием Ростовским в сочинениях «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» и «Руно орошенное». В конце XVII века на средства гетмана Ивана Мазепы для иконы были изготовлены серебряный оклад и киот с аллегорическими изображениями, прославляющими Богородицу. Киот часто изображался на позднейших списках с иконы.

Ильинско-Черниговская икона Божией Матери

После закрытия Троицкого монастыря в 1924 году Ильинская-Черниговская икона была утрачена, однако сохранились многочисленные списки.

Иконография относится к традиционному типу Одигитрии: благословляющий Младенец со свитком в левой руке сидит на левой руке Богоматери. Головы Богоматери и Младенца слегка склонены друг к другу, ножки Младенца плотно сведены. Фигура Богоматери имеет почти поколенный обрез, характерный для южно- и западнорусской Богородичной иконографии XVII в. Мафорий Богоматери сходится на Ее груди под углом так, что виден фрагмент платья. Младенец облачен в белую рубашечку с воротником. С небольшими различиями этот извод был широко распространен в украинской и белорусской иконописи. Отличительной особенностью иконографии Ильинской Черниговской иконы является жест протянутой вперед благословляющей ручки Младенца. Идентичные или достаточно близкие композиционные решения присутствуют в ряде др. чудотворных образов Богоматери, связанных с Белоруссией и Украиной (Борколабовская, Тригорская, Поддубецкая, Гербовецкая иконы Божией Матери). В списках чудотворного образа нередко изображались короны на головах Богородицы и Младенца, отсутствующие на самой иконе, но имеющиеся на ее окладе. Впервые короны были изображены на гравюре 1683 г. в книге святителя Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Очевидно, эта гравюра стала образцом для укр. и рус. икон, причем на таких списках обычно повторялась идентифицирующая надпись внизу (икона 1778, Черниговский гос. историко-архитектурный музей-заповедник).икона Божией Матери

Использован материал:  http://artpolitinfo.ru/ob-ilinskoy-chernigovskoy-i-chernigovskoy-gefsimanskoy-ikonah-bozhiey-materi/