Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Животные в церковном искусстве.

Животные в церковном искусстве.Откуда на миниатюре может взяться целый зверинец? Может ли византийская мозаика иллюстрировать правильное обращение с
животными? Какая связь между святыми Евангелистами и животными?

 

 

Пластины из слоновой кости, мозаики, миниатюры, иконы, посвященные библейским рассказам о четвероногих и пернатых спутниках человека.

Впервые животные упоминаются в самом начале Библии – книге Бытия.
“И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.” Быт.1:25

Бог создает зверей земных по роду. День пятый Сотворения мира. (Быт. 1. 23-25). 1084г.; Италия. Амальфи (возможно Солерно)
Кликните для увеличения

Первый человек Адам дал в Раю имена животным («И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» Быт. 1. 23).
Животные в церковном искусстве.
На иллюстрации «Адам нарекает имена животных» неизвестного художника из книги «Бестиарий герцога Нортумберлендского» (Лондон, около 1250 г.) можно увидеть самых разных животных, в том числе и воображаемых. Таких как грифон (в крайнем левом углу под орлом). Или василиск, а может быть дракон (крайний слева внизу, под зайцем) Видимо в современных художнику представлениях о животном мире нашлось место и грифону и василиску. Другие же звери изображены достаточно достоверно и даже наподобие современным анимационным персонажам наделены характерами, несмотря на то, что готический стиль весьма условен.

По толкованию святого Иоанна Златоуста, наречение Адамом животных указывало на его господство над ними. «У людей есть обычай полагать знак своей власти в том, что они, купив себе рабов, переменяют им имена; так и Бог заставляет Адама, как владыку, дать имена всем бессловесным» (Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 14).
Животные в церковном искусстве.
Но господство над зверями не означает произвола и жестокости. Человек призван заботится о своих «меньших братьях». «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» – написано в 12 главе притчей Соломона.

На иллюстрации – овцы смотрят на пастыря. Фрагмент мозаики «Христос — Добрый Пастырь. » Италия. Равенна; V в.

У овец на этой мозаике тоже угадываются характеры – левая овца ищет ласки хозяина, верхняя упрямо нахмурилась, а правая улыбается. Овцы символизируют поведение людей.
Звери на церковных изображениях бывают не только кроткие как овцы. Но и грозные – такие как лев. Символами святых апостолов-евангелистов со II века являются ангел, лев, телец (бык), орел. Восходят они к пророческим видениям четырех животных. Видение таинственных животных было и св. апостолу Иоанну Богослову: «и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4: 6-7).
Животные в церковном искусстве.
Льва изображают по разному. Иногда грозным символом царской власти – как на мозаике VI в. из Равенны.
Животные в церковном искусстве.
А иногда добрым и начитанными и с книгой в лапах – как на миниатюре Андрея Рублева из Евангелия Хитрово. 1400 г.
Животные в церковном искусстве.
Также на многих изображениях у льва и других символов евангелистов есть крылья. Как на этой одной из самых древних мозаик из базилики Санта-Пуденциана (Basilica di Santa Pudenziana) V века.
Животные в церковном искусстве.
А апостола и евангелиста Иоанна Богослова сопровождает пернатый символ – орел. Мозаика базилики Сан-Витале, Италия, Равенна, VI в.
Животные в церковном искусстве.
Телец – символ евангелиста Луки. На миниатюре Андрея Рублева из Евангелия Хитрово он тоже с книгой.

Ну и наконец есть библейский сюжет где человек – праведный Ной спасает все виды животных от потопа.
Животные в церковном искусстве.
На иллюстрации Ной впускает животных по паре в ковчег («История Ноя» Быт. 7, 8-9) Собор Святого Марка. Венеция XI в.

Животные в церковном искусстве.
А вот другой сюжет оттуда же — Ной выпускает первого голубя.
Животные в церковном искусстве.
На византийской иконе XII в. , хранящейся на Синае в монастыре святой Екатерины, автор постарался изобразить целый зверинец, всходящий по деревянному трапу на гигантский корабль – ковчег. Причем всех попарно.
Животные в церковном искусстве.
А вот и финал этого путешествия запечатленный на мозаике из Собора Святого Марка. Ной и семья выходят из ковчега («История Ноя» Быт. 8, 15-19). Над исполинским кораблем сияет радуга. Льва не без труда достают из ковчега. На берегу его уже ждет его пара.

А все остальные спасенные твари уже радостно бросились бегать по вновь открывшейся после потопа земле.

Источник.