Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

«Бог есть свет!» Исцеление слепорожденного

Исцеление слепорожденногоИ проходя, Он увидел человека, слепого от рождения. И спросили Его ученики Его, говоря: Раввй, кто согрешил: он или родители его, что слепым родился? Ответил Иисус: ни он не согрешил, ни родители его, но это для того, чтобы явлены были дела Божии на нем. Нам надо делать дела Пославшего Меня, доколе есть день: приходит ночь, когда никто не может делать. Пока Я в мире — Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал смесь из слюны и помазал ему смесью глаза, и сказал ему: иди, умойся в водоёме Силоам (что значит в переводе: Посланный). Он пошел и умылся и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие его раньше, потому что был он нищий, стали говорить: не тот ли это, кто здесь сидит и просит милостыню? Одни говорили: это он; другие говорили: нет, но похож на него. Он говорил: это я. Сказали ему тогда: как же открылись твои глаза? Он ответил: Человек, называемый Иисус, сделал смесь и помазал мне глаза и сказал мне: иди в Силоам и умойся. Пошел я и, умывшись, прозрел. И сказали ему: где Он? Он говорит: не знаю. Ведут его к фарисеям, этого бывшего слепца. А была суббота в тот день, когда сделал смесь Иисус и открыл ему глаза. Снова начали спрашивать его фарисеи, как он прозрел. Он же сказал им: смесь положил Он мне на глаза, и умылся я, и вижу. Сказали тогда некоторые из фарисеев: не от Бога этот Человек, потому что субботы не соблюдает. Другие же говорили: как может человек грешный творить такие знамения? И было между ними разделение. Тогда снова говорят слепому: что скажешь о Нем ты, Он ведь открыл тебе глаза? И тот сказал: Он пророк. Не поверили тогда иудеи о нем, что он был слеп и прозрел, пока не призвали родителей самого прозревшего и не спросили их: ваш это сын, о котором вы говорите, что он родился слепым? Как же он теперь видит? И ответили родители его и сказали: мы знаем, что это наш сын и что он родился слепым; а как он теперь видит, не знаем, или кто открыл ему глаза, мы не знаем; его спросите, он взрослый, сам о себе скажет. Это сказали родители его, оттого что боялись иудеев, ибо иудеи уже согласились между собой: если кто исповедает Его Христом, да будет отлучен от синагоги. Поэтому родители его сказали: он взрослый, его спросите. Итак, призвали человека вторично, того, кто был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он же ответил: грешник ли Он, я не знаю; одно знаю, что слеп был и теперь вижу. Сказали ему: что Он сделал тебе? Как открыл тебе глаза? Он ответил им: я уже сказал вам, и вы не услышали. Почему снова хотите слушать? Не хотите ли и вы сделаться Его учениками? И обругали они его и сказали: ты ученик Того, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что Моисею говорил Бог, а об этом мы не знаем, откуда Он. Ответил человек и сказал им: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он открыл мне глаза. Мы знаем, что грешников Бог не слушает: но если кто боится Бога и волю Его творит, того слушает. От века не было слышно, чтобы кто открыл глаза слепорожденному. Если бы не был Он от Бога, не мог бы творить ничего. Ответили они и сказали ему: в грехах ты весь родился, и ты учишь нас? И выгнали его вон. Услышал Иисус, что выгнали его вон, и, найдя его, сказал: веруешь ты в Сына Человеческого? Тот ответил и сказал: а кто Он, Господи, чтобы я уверовал в Него? Сказал ему Иисус: и видел ты Его, и Говорящий с тобою — это Он. И он с6казал: верую, Господи, и поклонился Ему. (Ин.9,1-38)

/Перевод епископа Кассиана (Безобразова) /

 

 

Самое богословское Евангелие – от Иоанна – еще и самое литературно и композиционно выстроенное — одна беседа Спасителя здесь имеет параллели с другой, и одному сотворенному чуду соответствует другое. Так, история исцеления слепорожденного соотносится с другим подобным исцелением – расслабленного. В богослужебном календаре эти воскресные евангельские чтения идут друг за другом. И в одном, и другом случае речь идет об избавлении от тяжкого недуга, и там, и здесь исцеление происходит в субботу, что вызывает раздражение и ненависть фарисеев; в обоих случаях Господь снова встречается с исцеленным человеком. Только вот реакция человека и на сотворенное с ним чудо, и на слова Христа – разная. Исцеленный расслабленный, услышав от Господа: «Иди и впредь не греши, чтобы не случилось с тобой чего-нибудь более страшного», — идет и рассказывает фарисеям – людям, которые собирают обвинения на Господа, — что Тот, Кто его исцелил, – Иисус. После этого стали гнать Господа и уже тогда хотели убить за то, что Он творил такие дела в субботу! И вот, в отличие от исцеленного расслабленного, прозревший слепой воздает славу Богу!

Господь проходит мимо слепого так, как, наверное, Он проходит рядом с каждым человеком в его жизни, и ученики спрашивают: кто виноват в его болезни, кто согрешил – сам ли он или его родители? Господь же отвечает, что здесь дело не в грехе, а в том, что на этом человеке явятся дела Божие. Господь делает брение из земли, накладывает его на глаза больному и посылает умыться в купальне Силоам – это слово означает «посланный». А еще прежде, чем сотворить чудо, Господь говорит, что Он творит на земле волю пославшего Его Отца. Это и есть дело Божие — исправлять и исцелять в мире, где болезнь является напоминанием о его ущербности и несовершенстве.

Когда же слепой прозревает, то все, кто видел его раньше сидящим у ворот и просящим милостыню, поднимают шум. И тогда фарисеи проводят дознание, они знают, Кто Единственный мог это сделать, и ищут обвинения на Него. Спрашивают исцеленного, затем его родителей, но те боятся что-либо сказать, кроме того, что их сын уже совершеннолетний и сам может дать ответ. Их страх быть отлученными от синагоги больше, чем радость от того, что их сын прозрел! И опять призывают исцеленного, и опять спрашивают его, и опять отвечает им, но то, что фарисеи слышат, им совсем не нравится. Можно сказать, что в Евангелии не много юмора, но то, что сейчас отвечает исцеленный человек, исполнено иронии и сарказма: «Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?» Для прозревшего очевидна предвзятость задающих вопросы. Но фарисеи предпочитают оставаться слепыми: они укоряют бывшего слепца, утверждают, что они ученики Моисея, с которым говорил Бог, и выгоняют его. И тогда Господь находит его и спрашивает: «Веруешь ли в Сына Божия?» «А кто Он, чтобы мне веровать в Него?» — спрашивает человек, который всю свою жизнь провел незрячим, а теперь видит перед собой Лик Воплощенного Бога, Лицо Сына Божьего, ставшего Сыном Человеческим. И когда Господь отвечает, что это Он, Который исцелил его, тогда прозревший восклицает: «Верую, Господи», — и поклоняется Ему.

Господь объясняет, что Он пришел на суд в мир, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. И в истории о слепорожденном слепыми оказываются не желающие видеть самых очевидных вещей фарисеи. Некоторые же из фарисеев, «бывших с Ним», — наверное, из тех, кто не готов был осудить Иисуса, — понимают, что это про них Он говорит и спрашивают: «Неужели и мы слепы?» Господь же говорит, что если они утверждают, что видят и, соответственно, знают, то грех остается на них. Так важна правильная оценка себя, и неслучайно поэтому, чтобы не остаться со своим грехом человек, в церковном песнопении Недели о слепорожденном призван отождествить себя с евангельским слепцом: «Душевными очима ослеплен, к тебе Христе прихожду, якоже слепый от рождения, покоянием зову Ти: Ты сущих во тьме свет пресветлый» (кондак Недели о слепом).

Тема света – одна из ключевых в богословии апостола и евангелиста Иоанна. Апостол говорит, что Бог есть Свет, в Котором нет никакой тьмы, и этот Свет просвещает всякого человека, грядущего в мир. И Сам Христос говорит, что Он есть Свет миру, но в том-то и состоит суд, что с Воплощением Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, потому что дела их были тьмой. Но «Свет Христов просвещает всех!» — просвещает всякого человека, который ищет в своей жизни Господа.

И если мы идем ко Христу, значит, в нашей жизни будет присутствовать Свет, даже если мы и ошибаемся и падаем на этом пути. Мы тем не менее знаем, куда мы идем. Мы знаем, для чего пришли в этот мир, знаем, для чего живем, и знаем, для чего этот мир покинем. Мы знаем, что это Христос дает нам возможность видеть мир, видеть окружающие вещи, видеть, понимать и принимать жизнь и смерть такими, какие они есть. А вне Христа, вне Его Евангелия мы оказываемся слепцами, не видящими, куда и для чего мы идем, не понимающими, зачем мы пришли в этот мир и для чего живем. И в нашей жизни должен присутствовать Господь Христос, сказавший о Себе – что Он есть Свет миру, а о нас – что тот, кто будет ходить днем (то есть во свете), — тот не будет претыкаться. Аминь.

Протоиерей Михаил БРАВЕРМАН