Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Жития Святых

Память Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского

527 февраля (14 февраля по старому стилю) Православная Церковь чтит память Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского

Святой равноапостольный Кирилл в миру назывался Константином, был философом и учителем славян в христианской вере вместе с братом своим Мефодием. Происходил он из знатной семьи. Воспитывался вместе с императором Михаилом III. Ему предстояла блестящая будущность, но сердце его возлюбило Бога больше всего. Отвергнув выгодный брак, Кирилл удалился в пустыню к горе Олимп. Сюда же после прибыл и брат его Мефодий. Отсюда Господь призвал I их обоих на проповедь к славянам. Моравский князь Ростислав отправил послов в Константинополь с просьбой: «Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей». Император и патриарх обрадовались и предложили идти туда свв. Мефодию и Кириллу. «Есть ли у них буквы? -спросил Кирилл у императора, — потому что проповедовать только устно, — это то же, что писать на песке». Тогда император пожелал, а патриарх благословил, чтобы Кирилл составил славянскую азбуку и переложил на славянский язык священные и богослужебные книги; и св. Кирилл стал готовиться к этому великому делу постом и молитвой. Азбука скоро была готова. Она была составлена в основном из греческих букв, а также из придуманных св. Кириллом. Первое, что он перевел на славянский язык, — избранные места из Евангелия и Апостола, которые читаются в храме за богослужением. Затем переведены были Псалтирь, Часослов и другие богослужебные книги. Когда святые братья прибыли в Моравию, то моравам очень понравилось совершение богослужения на их родном язы-ке. Это помогло успеху проповеди Христовой среди моравов и вообще славян. В одно время со свв. Кириллом и Мефодием проповедовали моравам и миссионеры западной Римской Церкви. Не имея такого успеха, какой имели святые братья, они позавидовали и начали противодействовать им. Они распространяли мнение, что слово Божие можно читать только на трех языках, на которых была сделана надпись на кресте Христовом, то есть на еврейском, греческом и латыни, называли братьев еретиками и принесли жалобу в Рим. Папа пожелал видеть славянских проповедников, и они прибыли в Рим.

Источник: Жития русских святых: В 2 т. Том второй.  Сибирская Благозвонница; Москва; 2011.