Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Песни для Бога: от простого к сложному

45-2-732x450Тропарь, кондак, акафист, канон… Как во всем этом разобраться? В Церкви поют много, красиво, непонятно. Но так ли сложно это понять? Давайте попробуем начать с азов…

 


А поможет нам в этом книга протоиерея Михаила Бравермана
Церковное пение — это молитва, которую от лица всех собравшихся в храме людей приносит хор.

Пение. Осмогласие

Когда-то пророк Исаия видел Небесный храм, а в нем серафимов, окружающих Божий Престол и поющих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь небесных воинств). И сегодня в храме мы поем эту ангельскую песнь. В духовном ангельском мире Бога воспевают Его ангелы, на земле — мы.

Господь и Его ученики после Тайной Вечери, воспев, пошли на гору Елеонскую. Они пели ветхозаветные песнопения — псалмы, и сегодня мы слышим их в храме, в том числе и при воспоминании Тайной Вечери на литургии. Церковное пение — это молитва, которую от лица всех собравшихся в храме людей приносит хор. В Древней Церкви существовало даже специальное посвящение в певцы. Хор состоит из множества голосов и таким образом являет на богослужении Церковь — единый Божий народ, состоящий из множества личностей.

На вершине Елеонской (Масличной) горы

На вершине Елеонской (Масличной) горы

Музыку можно назвать самым эмоциональным искусством, но роль пения в Церкви вовсе не в том, чтобы воздействовать на наши чувства, а в том, чтобы настроить нас на молитвенное предстояние пред Всевышним. Церковное пение, помимо того, что красиво, еще и аскетично. Аскетизм — это вид духовной практики, характеризующийся дисциплиной и умеренностью. Музыкальная форма в Церкви соответствует словам молитв. Церковные песнопения имеют молитвенный, богословский и вероучительный характер. Их звучание должно способствовать тому, чтобы молитва исходила из наших сердец, а богооткровенные истины стали не просто формулами, но живым опытом, который мы обретаем в Церкви.

Иоанн Дамаскин — создатель церковных песнопений
Иоанн Дамаскин —
создатель церковных
песнопений

Иоанн Дамаскин — создатель церковных песнопений

Иоанн Дамаскин —
создатель церковных
песнопений

Богослужебное пение формируется системой осмогласия (восьмигласия — по-русски), включающей в себя восемь древних гармоний. Каждый глас — это мелодия, причем особая для каждого вида песнопений. Глас определяет пение в течение всей недели, начиная с воскресенья.

Период из восьми недель, в который исполняются все восемь гласов, называется столпом. Песнопения восьми гласов содержатся в богослужебной книге Октоих, составление которой связано с именем преподобного Иоанна Дамаскина.

В России осмогласие привело к появлению знаменного пения, ставшего на долгое время основным в древнерусском богослужении. (Название это происходит от «знамен» — знаков, которыми записывалась мелодия.)

Известен также киевский распев, корни которого восходят к древнему греческому пению. Киевский распев характеризует особое, «ажурное» украшение мелодии. Также на церковное пение повлияла полифоническая (многоголосная) певческая традиция.

В XIX и XX веках церковные произведения создавали и светские композиторы, среди них были такие выдающиеся личности, как Дмитрий Бортнянский, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов.

Песни для Бога. Тропарь, кондак, акафист, канон

Крещение Руси произошло в 988 году и связано со святым равноапостольным князем Владимиром и его бабушкой, святой равноапостольной княгиней Ольгой. И если молитвы и песнопения русским святым, а также прославленным на нашей земле иконам Богородицы составлены в России, то молитвословия праздникам, совершаемым с древних времен, являются в большинстве своем переводами с греческого языка — самого распространенного в Римской империи в первые века по Рождестве Христовом.

3

«Молитвословия праздникам, совершаемым с древних времен, являются в большинстве своем переводами с греческого»

«Молитвословия праздникам, совершаемым с древних времен, являются в большинстве своем переводами с греческого»

Именно на греческом языке записали апостолы проповедь Христа Спасителя. И очень многие слова, которые мы используем в церковной жизни: термины богословия, названия частей храма и церковной утвари, а также молитвословий и песнопений,— имеют греческое происхождение. Так, например, песнопение, звучащее на утрене и носящее замечательное название катавасия, совсем не связано с котом Васей, но означает в переводе с греческого способ его исполнения — схождение двух хоров с клиросов вниз. Слово «акафист» означает «неседальное» пение. То, что его исполняют стоя, подчеркивает важность данного молитвословия. Название чтений из Псалтири, «кафизмы», наоборот, свидетельствует о том, что во время их прочтения можно сидеть.

К основным церковным песнопениям относятся тропари, кондаки, акафисты, стихиры, каноны.

Тропарь является древнейшим церковным песнопением. Тропари поются или прочитываются на всех богослужениях. Название связывают с греческим словом «трофей» — победный знак, поскольку в древности тропари прославляли победу Христа над смертью и доблесть мучеников, или со словом «тропас» — образец.

Стихира — стихотворный текст из нескольких строк, обычно совмещенный со стихами псалмов.

Кондак — песнопение, сходное с тропарем и дополняющее его по содержанию с богословской или исторической позиции. О происхождении этого слова можно сказать следующее. В древности текст записывался на папирусе, изготовленном из тростника. Папирус скатывали в свитки — именно так хранились книги Ветхого Завета. А палочка, на которую накручивали свиток, называлась «кондакион».

Акафист — это поэтическое произведение, обращенное к Богу, Богородице или святым, состоящее из чередующихся двенадцати икосов (это слово означает «дом») и тринадцати кондаков. Икосы заканчиваются древним приветствием «радуйся», а кондаки — словом «аллилуия» (что в переводе значит «хвалите Бога!»). Акафист может быть частью и домашней молитвы, и храмового богослужения. Первый акафист появился в VII веке и был составлен в честь избавления Константинополя от нападения врагов. Посвященный Пресвятой Богородице, он стал образцом для всех последующих подобных произведений.

Канон (что означает «правило» или «норма») — прославляющий Бога, Богородицу, святых или праздник церковный гимн. Входит в богослужение утрени, повечерия, полунощницы, а также в домашнюю молитву. Канон состоит из нескольких песен: трех, четырех, восьми или девяти. Каждую песнь составляют тропари, между которыми звучит припев в честь того, кому канон посвящен, например: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», или: «Пресвятая Богородица, спаси нас», или: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас».

Святой преподобный Андрей Критский
Святой преподобный
Андрей Критский

Песнь канона открывает ирмос. Это песнопение связано с библейскими песнями (слово «ирмос» означает «связь»), которые в разных обстоятельствах были воспеты праведниками Ветхого Завета и участниками Завета Нового: Богородицей (Ее песнь звучит на девятой песни канона) и Захарией (отцом Иоанна Предтечи). Ирмос также служил метрической и музыкальной связью с тропарями, на богослужении его поет хор, а тропари читает чтец. Пасхальный канон целиком поется.

Первые каноны написал в VII веке преподобный Андрей Критский. Его перу принадлежит также самый большой и известный канон, исполняемый во время Великого поста, — Великий покаянный канон, названный так не только за глубину раскрытия покаянной темы, но и за большой объем — он состоит из двухсот пятидесяти тропарей.

Святые гимнографы — творцы церковных песнопений

Святой преподобный Андрей Критский

Святой преподобный
Андрей Критский

Расцвет литургической поэзии пришелся на IV век и совпал с периодом бурного развития богословия. Покровителем всех, кто служит Богу поэтическим или певческим талантом, считается преподобный Роман Сладкопевец, диакон одного из константинопольских храмов. Память святого Романа отмечается в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября). На иконе этого праздника изображается преподобный Роман, хотя он жил за несколько веков до событий, вспоминаемых на Покров. Но именно от Пресвятой Богородицы, согласно житию (жизнеописанию) святого, Роман получил дар создания песнопений. Когда он после нанесенной ему обиды с плачем молился перед Ее образом, Дева Мария явилась Роману и повелела съесть бумажный свиток. И самым первым произведением Романа, которое он составил и спел после чудесного явления, стал кондак Рождеству Христову. Этот кондак по сей день звучит в наших храмах: «Дева днесь Пресущественного рождает и земля вертеп Неприступному приносит…»

В VIII веке центром песенного церковного творчества стала Лавра Саввы Освященного, расположенная вблизи Иерусалима. Здесь подвизались известные гимнографы — преподобные Андрей Критский, Косьма Маиумский, Иоанн Дамаскин.

5s
Иоанн Дамаскин
и Косьма Маиумский

Жизнь и творчество преподобных Иоанна и Косьмы тесно переплетены: Косьма был усыновлен придворным Дамасского халифа, отцом Иоанна Дамаскина. Оба они получили прекрасное образование, обладали поэтическим и богословским дарованием, а составленные ими каноны, доныне воспеваемые за богослужением, взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Оба святых были отмечены особой милостью Богородицы. Когда Косьма, основываясь на словах преподобного Ефрема Сирина, составил ирмос девятой песни канона Великой Пятницы: «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим», тогда Сама Дева Мария явилась ему и сказала: «Приятны Мне песни твои, но эта приятнее других. Приятны Мне те, которые поют духовные песни, но всего ближе бываю Я к тем, которые воспевают Меня этими словами». А Иоанн Дамаскин, еще прежде ухода в монастырь, писал богословские тексты в защиту святых икон и был оклеветан перед халифом, после чего ему отрубили кисть руки. Сейчас врачи способны делать операции по соединению частей тела, но тогда для этого необходимо было чудо. Его и сотворила Богородица после молитвы Иоанна перед Ее иконой. Чтобы оставить свидетельство об этом, Иоанн изобразил исцеленную руку и укрепил ее на иконе. Так возник новый образ Богородицы — «Троеручица».

Церковные песнопения — это молитва и поэтическое изложение церковного учения. И святой Иоанн Дамаскин является автором не только церковной поэзии, ему принадлежит множество богословских трудов, в том числе систематическое изложение учения святых отцов «Точное изложение православной веры».

Об удивительной личности святого Иоанна специалист в области церковного пения написала: «…Несмотря на большие, ощутимо пережитые им горести, несмотря на глубокие разочарования, которые он вынес из общения с людьми преимущественно высокого положения (император, халиф и др.), в своих песнопениях он идет к человеку с большой духовной любовью, приносит ему, прививает подлинную духовную радость, указывает непреткновенный, верный шаг по пути жизни под покровом, под знаком Креста и Воскресения Христова».

7-1
Преподобный Феодор Студит

Еще одним центром духовной и молитвенной жизни стал основанный в V веке Константинопольский Студийский монастырь. В IX веке монахи Студийского монастыря преподобный Феодор Студит и его брат Иосиф приняли участие в составлении Постной Триоди (богослужебной книги, содержащей молитвословия Великого поста).

Другие известные песнотворцы, насельники Студийского монастыря, — это преподобный Феофан Начертанный и монах Феострикт, который создал входящий в наши молитвословы канон молебный ко Пресвятой Богородице.

Одним из самых плодовитых творцов стал Иосиф Песнопевец, живший в X веке. Он составил более двухсот церковных песен. Особое место среди известных гимнографов занимает монахиня Кассия. В богослужебных книгах сохранились ее тексты к службам Великой Среды и Великой Субботы, а также стихиры к некоторым праздникам, в том числе к Рождеству Христову: «Августу единоначальствующу на земли…»

Из книги протоиерея Михаила Бравермана
«Православное богослужение. Иллюстрированная энциклопедия для всей семьи»

Источник: nikeabooks.ru