Тропарь, кондак, акафист, канон… Как во всем этом разобраться? В Церкви поют много, красиво, непонятно. Но так ли сложно это понять? Давайте попробуем начать с азов…
А поможет нам в этом книга протоиерея Михаила Бравермана
Церковное пение — это молитва, которую от лица всех собравшихся в храме людей приносит хор.
Пение. Осмогласие
Когда-то пророк Исаия видел Небесный храм, а в нем серафимов, окружающих Божий Престол и поющих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь небесных воинств). И сегодня в храме мы поем эту ангельскую песнь. В духовном ангельском мире Бога воспевают Его ангелы, на земле — мы.
Господь и Его ученики после Тайной Вечери, воспев, пошли на гору Елеонскую. Они пели ветхозаветные песнопения — псалмы, и сегодня мы слышим их в храме, в том числе и при воспоминании Тайной Вечери на литургии. Церковное пение — это молитва, которую от лица всех собравшихся в храме людей приносит хор. В Древней Церкви существовало даже специальное посвящение в певцы. Хор состоит из множества голосов и таким образом являет на богослужении Церковь — единый Божий народ, состоящий из множества личностей.
Иоанн Дамаскин — создатель церковных песнопений
Иоанн Дамаскин —
создатель церковных
песнопений
Период из восьми недель, в который исполняются все восемь гласов, называется столпом. Песнопения восьми гласов содержатся в богослужебной книге Октоих, составление которой связано с именем преподобного Иоанна Дамаскина.
В России осмогласие привело к появлению знаменного пения, ставшего на долгое время основным в древнерусском богослужении. (Название это происходит от «знамен» — знаков, которыми записывалась мелодия.)
Известен также киевский распев, корни которого восходят к древнему греческому пению. Киевский распев характеризует особое, «ажурное» украшение мелодии. Также на церковное пение повлияла полифоническая (многоголосная) певческая традиция.
В XIX и XX веках церковные произведения создавали и светские композиторы, среди них были такие выдающиеся личности, как Дмитрий Бортнянский, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов.
Песни для Бога. Тропарь, кондак, акафист, канон
Крещение Руси произошло в 988 году и связано со святым равноапостольным князем Владимиром и его бабушкой, святой равноапостольной княгиней Ольгой. И если молитвы и песнопения русским святым, а также прославленным на нашей земле иконам Богородицы составлены в России, то молитвословия праздникам, совершаемым с древних времен, являются в большинстве своем переводами с греческого языка — самого распространенного в Римской империи в первые века по Рождестве Христовом.
Именно на греческом языке записали апостолы проповедь Христа Спасителя. И очень многие слова, которые мы используем в церковной жизни: термины богословия, названия частей храма и церковной утвари, а также молитвословий и песнопений,— имеют греческое происхождение. Так, например, песнопение, звучащее на утрене и носящее замечательное название катавасия, совсем не связано с котом Васей, но означает в переводе с греческого способ его исполнения — схождение двух хоров с клиросов вниз. Слово «акафист» означает «неседальное» пение. То, что его исполняют стоя, подчеркивает важность данного молитвословия. Название чтений из Псалтири, «кафизмы», наоборот, свидетельствует о том, что во время их прочтения можно сидеть.
К основным церковным песнопениям относятся тропари, кондаки, акафисты, стихиры, каноны.
Тропарь является древнейшим церковным песнопением. Тропари поются или прочитываются на всех богослужениях. Название связывают с греческим словом «трофей» — победный знак, поскольку в древности тропари прославляли победу Христа над смертью и доблесть мучеников, или со словом «тропас» — образец.
Кондак — песнопение, сходное с тропарем и дополняющее его по содержанию с богословской или исторической позиции. О происхождении этого слова можно сказать следующее. В древности текст записывался на папирусе, изготовленном из тростника. Папирус скатывали в свитки — именно так хранились книги Ветхого Завета. А палочка, на которую накручивали свиток, называлась «кондакион».
Акафист — это поэтическое произведение, обращенное к Богу, Богородице или святым, состоящее из чередующихся двенадцати икосов (это слово означает «дом») и тринадцати кондаков. Икосы заканчиваются древним приветствием «радуйся», а кондаки — словом «аллилуия» (что в переводе значит «хвалите Бога!»). Акафист может быть частью и домашней молитвы, и храмового богослужения. Первый акафист появился в VII веке и был составлен в честь избавления Константинополя от нападения врагов. Посвященный Пресвятой Богородице, он стал образцом для всех последующих подобных произведений.
Канон (что означает «правило» или «норма») — прославляющий Бога, Богородицу, святых или праздник церковный гимн. Входит в богослужение утрени, повечерия, полунощницы, а также в домашнюю молитву. Канон состоит из нескольких песен: трех, четырех, восьми или девяти. Каждую песнь составляют тропари, между которыми звучит припев в честь того, кому канон посвящен, например: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», или: «Пресвятая Богородица, спаси нас», или: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас».
Святой преподобный Андрей Критский
Святой преподобный
Андрей Критский
Песнь канона открывает ирмос. Это песнопение связано с библейскими песнями (слово «ирмос» означает «связь»), которые в разных обстоятельствах были воспеты праведниками Ветхого Завета и участниками Завета Нового: Богородицей (Ее песнь звучит на девятой песни канона) и Захарией (отцом Иоанна Предтечи). Ирмос также служил метрической и музыкальной связью с тропарями, на богослужении его поет хор, а тропари читает чтец. Пасхальный канон целиком поется.
Первые каноны написал в VII веке преподобный Андрей Критский. Его перу принадлежит также самый большой и известный канон, исполняемый во время Великого поста, — Великий покаянный канон, названный так не только за глубину раскрытия покаянной темы, но и за большой объем — он состоит из двухсот пятидесяти тропарей.
Святые гимнографы — творцы церковных песнопений
В VIII веке центром песенного церковного творчества стала Лавра Саввы Освященного, расположенная вблизи Иерусалима. Здесь подвизались известные гимнографы — преподобные Андрей Критский, Косьма Маиумский, Иоанн Дамаскин.
Иоанн Дамаскин
и Косьма Маиумский
Жизнь и творчество преподобных Иоанна и Косьмы тесно переплетены: Косьма был усыновлен придворным Дамасского халифа, отцом Иоанна Дамаскина. Оба они получили прекрасное образование, обладали поэтическим и богословским дарованием, а составленные ими каноны, доныне воспеваемые за богослужением, взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Оба святых были отмечены особой милостью Богородицы. Когда Косьма, основываясь на словах преподобного Ефрема Сирина, составил ирмос девятой песни канона Великой Пятницы: «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим», тогда Сама Дева Мария явилась ему и сказала: «Приятны Мне песни твои, но эта приятнее других. Приятны Мне те, которые поют духовные песни, но всего ближе бываю Я к тем, которые воспевают Меня этими словами». А Иоанн Дамаскин, еще прежде ухода в монастырь, писал богословские тексты в защиту святых икон и был оклеветан перед халифом, после чего ему отрубили кисть руки. Сейчас врачи способны делать операции по соединению частей тела, но тогда для этого необходимо было чудо. Его и сотворила Богородица после молитвы Иоанна перед Ее иконой. Чтобы оставить свидетельство об этом, Иоанн изобразил исцеленную руку и укрепил ее на иконе. Так возник новый образ Богородицы — «Троеручица».
Церковные песнопения — это молитва и поэтическое изложение церковного учения. И святой Иоанн Дамаскин является автором не только церковной поэзии, ему принадлежит множество богословских трудов, в том числе систематическое изложение учения святых отцов «Точное изложение православной веры».
Об удивительной личности святого Иоанна специалист в области церковного пения написала: «…Несмотря на большие, ощутимо пережитые им горести, несмотря на глубокие разочарования, которые он вынес из общения с людьми преимущественно высокого положения (император, халиф и др.), в своих песнопениях он идет к человеку с большой духовной любовью, приносит ему, прививает подлинную духовную радость, указывает непреткновенный, верный шаг по пути жизни под покровом, под знаком Креста и Воскресения Христова».
Преподобный Феодор Студит
Еще одним центром духовной и молитвенной жизни стал основанный в V веке Константинопольский Студийский монастырь. В IX веке монахи Студийского монастыря преподобный Феодор Студит и его брат Иосиф приняли участие в составлении Постной Триоди (богослужебной книги, содержащей молитвословия Великого поста).
Другие известные песнотворцы, насельники Студийского монастыря, — это преподобный Феофан Начертанный и монах Феострикт, который создал входящий в наши молитвословы канон молебный ко Пресвятой Богородице.
Одним из самых плодовитых творцов стал Иосиф Песнопевец, живший в X веке. Он составил более двухсот церковных песен. Особое место среди известных гимнографов занимает монахиня Кассия. В богослужебных книгах сохранились ее тексты к службам Великой Среды и Великой Субботы, а также стихиры к некоторым праздникам, в том числе к Рождеству Христову: «Августу единоначальствующу на земли…»
Из книги протоиерея Михаила Бравермана
«Православное богослужение. Иллюстрированная энциклопедия для всей семьи»