Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Для чего Бог испытывал Авраама?

abacrificon1

Согласно библейскому рассказу (Быт.22:1-19), Бог пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор».

Авраам, не колеблясь, повиновался. На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. Придя на место, Авраам «устроил жертвенник», связал Исаака (отсюда традиционное еврейское название истории), «положил его на жертвенник поверх дров» и уже занёс над ним нож (поскольку жертву, приносимую Богу во всесожжение, следовало сначала заколоть, а затем сжечь), когда ангел воззвал к нему с неба:

Авраам! Авраам! <…> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. (Быт.22:11-12)

Вместо Исаака в жертву был принесён баран, а Господь поклялся:

Благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. (Быт.22:16-18)

Следует заметить, что клятва умножить потомство Авраама давалась Господом и ранее (Быт.15:5; Быт.17:19; Быт.21:12). Таким образом, можно либо уяснить из текста, что Авраам верил этому более раннему обещанию; но можно истолковать такие сведения как результат дублирования традиций.

Толкование:

В христианстве

Жертвоприношение Исаака

В раннехристианской доктрине жертвоприношение Исаака рассматривается как предсказание мученичества Христа. По мнению Отцов Церкви Иисус сам указал на эту историю как на прообраз предстоящей его голгофской жертвы: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался»  (Ин.8:56). Это мнение содержится уже в трудах Иринея Лионского (II век), Григория Богослова (IV век) и развивается последующими богословами. Ими сравнивается послушание Исаака воли Авраама и Иисуса воли Бога Отца, несение Исааком дров на гору называется прообразом несения Иисусом Креста, а его путь на гору — крестным путём на Голгофу. По причине такого толкования Православная церковь использует рассказ о жертвоприношении Исаака как паремию для вечерни пятницы пятой недели Великого поста и Великой субботы.

Святитель Иоанн Златоуст, комментируя жертвоприношение Исаака восхищается мужеством Авраама и смирением его сына, проявленном в ходе этого Божьего искушения:

Но кому здесь более удивляться и изумляться? Мужественному ли духу праотца, или покорности сына? Он не убежал, не огорчился поступком отца своего, но повиновался и покорился его намерению и как агнец безмолвно возлежал на жертвеннике, ожидая удара от руки отца. Когда все было уже приготовлено и не оставалось ничего более, то благий Господь, желая показать, что Он дал ему такое повеление не для действительнаго заклания сына, а для обнаружения всей добродетели праведника, являет наконец и собственное человеколюбие, увенчавая праведника за самое произволение, то есть самую решимость праотца принимая за действительно принесённую жертву.

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия (Беседа 48)

«Жертвоприношение Авраама» Автор Брауншвейгский Монограммист

«Жертвоприношение Авраама» Автор Брауншвейгский Монограммист

Но вот приспело время. Не сохрани Авраам веры, Сарра умерла бы с горя, а Авраам от отчаяния не понял бы, что приспело время. Но Авраам верил, поэтому остался молодым. Ибо и тот, кто всегда надеется на лучшее, стареет, и тот, кто готов к худшему, стареет рано, но тот, кто верит, сохраняет вечную юность. Во внешнем смысле чудо заключалось в том, что чаяние их сбылось, в более глубоком – чудо веры в том, что Авраам и Сарра были достаточно молоды, чтобы желать этого.

И была радость в доме Авраама, когда Сарра сделалась новобрачной в день золотой свадьбы своей.
Но история не кончилась. «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама…» (Бытие 22:1). Здесь многие смутятся, ибо как это так, Бог искушает праведника, зачем? Митрополит Филарет на это замечает: «Искушение бывает разного рода. Искушение во зле – возбуждение в человеке злых склонностей (следствие оставления Бога – 2Пар.32:31. Это не от Бога). И искушение в добре – направление, даваемое действующему в человеке доброму началу к открытой брани против зла (это от Бога)». Об искушении как проявлении божественной любви и поводе к развитию и укреплению добродетели можно прочитать в Исходе 16:4, Втор.8:2, 13:3, «Пар.32:31, Пс.25:2,Иак.1:12, 1Пет.1:7, 1Кор.10:13 и т.д.

«…и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я». — И так всегда, когда бы Бог ни воззвал, Авраам на все с готовностью отвечал так.

«Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Почему Бог называет Исаака единственным сыном Авраама? В толковании Лопухина читаем: «потому что Исаак был единственным сыном от законной жены Сарры, и потому что он был единственным сыном обетования о будущей славной судьбе потомства Авраама».

«Что ощутили бы вы, выслушав сие?-вопрошает прп. Ефрем Сирин. — Вы сами отцы и знаете привязанность к детям. Кто не ужаснулся бы? Кто не пожелал бы лучше умереть, чем принять слово? Или кто не стал бы прекословить? Все должно было пойти прахом! Обетование колену Авраама. Господь сотворил чудо, осуществив несбыточное, сделав Сарру в старости матерью, а теперь захотел это уничтожить? Для многих отцов лишиться дитя все равно, что проститься со всякою надеждой на будущее. Но ни один ребенок не был для своего отца таким обетованным детищем, как Исаак для Авраама. И другие отцы теряли детей, но Господь по своей воле отзывал чад их. Не то с Авраамом. Судьба Исаака была вложена вместе с ножом в его руки. Но праведник не возразил ничего…напротив, был покорен… своей привязанностью рассек узы естества, как нечто земное совлек с себя,… с готовностью предал всего себя и внял повелению заклать сына». Он знал, что его испытывает Сам Бог, но знал и то, что никакая жертва не должна казаться слишком жестокой, раз Господь требует ее.

Жертвоприношение Исаака. Караваджо (1573—1610)

Жертва – это эквивалент того, что чужая жизнь тебе не принадлежит, даже жизнь собственного сына. Первенец подлежал посвящению Богу, а значит был полной собственностью отца. Он был даром, подлежащим возвращению.

Название горы, на которой должно было свершиться, «Мориа» — в переводе с еврейского «усмотрение Всевышнего». Тогда не было определенной местности с таким именем, это звучало как указание идти в землю божественного усмотрения (название так и закрепилось за этой горой в память этого события. По преданию на ней был впоследствии построен храм Соломона-2Пар.3:1).

«Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог» (Бытие 22:3). По толкованию Лопухина, «встал рано утром» означает, что Авраам не медлит. Да, он спешил. Прп. Ефрем Сирин продолжает: «Праведник ничего не говорит о сем супруге…потому что нимало не помогло, а даже повредило Адаму, что допустил он к совету Еву. Посему, чтобы Сарра не подверглась женской немощи…утаил от нее…возложил на сына полена дров и пошел…» Оседланного осла некоторые толкователи считают образом духа победившего, поскольку тело часто в Писании уподобляется животному.Т.о. Авраам покорил душевно-телесную природу воле, которая не дала ему противостать воле Божией.

Жертвоприношение Исаака. Рембранд.

Жертвоприношение Исаака. Рембранд.

«И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся и возвратимся к вам» (Бытие 22:5). Отроки эти, очевидно, слуги Авраама. Гора – образ духовного восхождения Авраама и Исаака. Рабов оставляют внизу. Почему?

Свт.Филарет объясняет это так: «Люди, порабощенные или закону плоти похотью, или закону только внешних дел, не достигают высоты любви, не постигают ее и даже отвергают. Вместо того, чтобы оставить все земное, взять крест и взойти на гору являющегося Бога, чтобы причаститься смерти и воскресения Христова, они остаются под горой и стерегут осля свое». Некоторые богословы считают отроков здесь образами, означающими волю и чувства, т.е.того, что противится высшей жертве Авраама, поэтому он оставляет их внизу (Лопухин).

«И взял Авраам дрова для всесожжения и возложил на Исаака, сына своего, взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе» (Бытие 22:6). Этот стих раскрывает нам еще одно, возможно, одно из главных значений отрывка: прообразовательное.

Жертвоприношение Исаака

Обратимся к толкованию прп. Ефрема Сирина: « Исаак во всем прообразовал Владыку. Ибо не делом было естества, чтобы мертвая утроба зачала, и сухие сосцы снабжали млеком Исаака. Не делом было также естества, что Дева Мария зачала без мужа и без растления родила Спасителя вселенной. Господь Сарру в старости соделал матерью, а Марию по рождении показал Девою. Ангел говорил патриарху в сени его: в сие время «будет Сарре сын» (Бытие 18:14). Ангел в Вифлееме сказал Марии: се родит сына (Лк 1:28.31). Ибо обетование было странно для естества. Но сверх упования Сарре Давший Исаака, от Девы Сам родился по плоти. Обрадованы Сарра и Авраам, когда родился Исаак, как сказал Бог; обрадованы были Мария и Иосиф, когда родился Иисус, как сказал Гавриил. Кто сказал бы Аврааму, что Сарра в старости млеком питает сына?- восклицала неплодная (Бытие 21:7). Кто сказал бы людям, что Я, дева, и родила, и питаю млеком? – говорила Богородица. Т.е.и в рождении Исаак прообразовал Иисуса Христа. И далее читаем, что возложил Авраам на сына полена дров, потому что и Спаситель нес крест. За Исааком, идущим на заклание, следовали осел и раб, и Христос, когда шел на страдание, воссел на жеребя…следовали за Ним ученики Его, держа в руках победные знамения и восклицали: Осанна!..

«И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец…Бог усмотрит Себе агнца…,сын мой…»(Бытие 22:7-8).

« И еще испытание Аврааму: как ему не прослезиться, когда услышал, что его назвал отцом? Но он не сказал ничего горестного… с непоколебимым помыслом внял голосу сына, дал ему ответ…»(прп.Ефрем Сирин).
«И пришли на место, о котором сказал Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров» (Бытие 22:9).

Понятно, что нужно было время устроить жертвенник из камней, соблюдая ряд правил, разложил определенным образом дрова. Исаак все это время смиренно ждал. Он был уже достаточно взрослый (ибо сам нес тяжелую связку дров), чтобы догадаться о том, что замыслил его отец. И он добровольно подчиняется. « Кому прежде подивлюсь, или пред кем приду в изумление! Как соплету венец похвал тому, кто из любви и приверженности к Богу возлагает руки на возлюбленного, или тому, кто даже до смерти послушен отцу…Один стал выше естества, предпочтя Божию заповедь естественному влечению; другой был послушен отцу даже до смерти, зная, что огорчить отца хуже смерти» (прп. Ефрем).
«И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (22:10).

Авраам приносит в жертву сына своего Исаака. Лосенко Антон Павлович

Авраам приносит в жертву сына своего Исаака. Лосенко Антон Павлович

Кто укрепил руку Авраама и кто удержал ее занесенную, не дав бессильно опуститься? Кто так укрепил душу Авраама, что у него не помутилось в глазах? Если бы Авраам, стоя на горе Мориа, усомнился, если бы растерянно стал озираться вокруг, если бы Господь дозволил заменить Исаака овном, Авраам отправился бы домой, и сохранил бы Сарру и Исаака, и все-таки какая была бы разница! Его возвращение было бы бегством, его спасение – случайностью, и наградой – позор. Он не засвидетельствовал бы тогда ни своей веры, ни благости Божией, а только то, как ужасно восхождение на гору Мориа. И тогда Авраам не был бы забыт, но память о горе Мориа не умиляла бы, а ужасала, ибо являлась бы свидетельницей того, что Авраам поколебался в вере своей. Но нет. «Рука с ножом заносится на заклание…удивились Ангелы, Начала и Власти, Престолы, Господства и все воинства, изумились небеса, солнце и луна… » (прп.Ефрем). Потому что решимость отдать жизнь полностью равнозначна тому, что жизнь отдана. И снова прообраз: «Созерцая мысленно нож, представляй себе копье; представляя жертвенник, имей в мыслях лобное место; видя дрова, представляй Крест; взирая на огонь, помышляй о любви» (прп. Ефрем).

Жертвоприношение Исаака Лодовико Карди, также известный как Чиголи

Жертвоприношение Исаака Лодовико Карди, также известный как Чиголи

Это не просто инсценировка. Два события тесно связаны: Христос безропотно подчиняется Отцу, и Исаак; Христос несет крест, Исаак – дрова. Прежде жертвы Авраам с сыном совершают трехдневное путешествие. И если мысленно Авраам заклал Исаака сразу, то трехдневное путешествие предуказывает на трехдневное пребывание Христа во гробе.

«Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам!..не поднимай руки твоей на отрока… ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего единственного для Меня…и Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое…и благословятся в семени твоем все народы земли» (22:11.12.17.18). Т.е. доказал Авраам веру свою и достиг высоты духовно-нравственного совершенства, после которой психологически невозможна перемена к худшему.

В связи с этой главой книги Бытия могут возникнуть как минимум два вопроса или даже недоумения.
Во-первых, зачем же Богу проверять веру Авраама? Неужели он не знал, что Авраам любит и верит Ему? И если брать прообразовательное значение, стоит ли даже ради прообразования Крестной жертвы так мучить отца?!
Прп.Ефрем Сирин отвечает, что «Аврааму повелел Бог принести в жертву сына не чтобы сделать его детоубийцей, но чтобы всем в мире показать, как сильно Авраам любил Бога. Но не это главное. Главное здесь не поучительность, а то, как изменились в результате поступка Авраама отношения Бога и человека. Через жертву Авраам стал иереем, а по прообразованию сделал его Бог пророком. И открыл ему Всевышний, что и Сам Он даст за мир Единородного Сына, чтобы Бог, вочеловечившись, спас род человеческий от заблуждения. Ибо сие назнаменовал, дав овна для принесения в жертву вместо Исаака (22:13).

В искусстве

Самыми ранними памятниками изобразительного искусства на тему жертвоприношения Исаака являются фрагменты росписи одной из двух синагог в Дура-Европос (III в. н. э.) и часть мозаики синагоги Бет-Альфа (VI в. н. э.).

К этой теме обращались многие выдающиеся мастера европейской живописи: Бартоломео Беллано (1430—1492), Лукас Кранах Старший (1472—1533), Андреа дель Сарто (1486—1531), Тициан (1477?-1576), Паоло Веронезе (1528—1588), Рембрандт (1606—1669), Тьеполо (1696—1770) и другие.

Жертвоприношение Авраама. Андреа дель Сарто. 1527.

Жертвоприношение Авраама. Андреа дель Сарто. 1527.

Авраам приносит Исаака в жертву (Евграф Рейтерн, 1849 год)

Авраам приносит Исаака в жертву (Евграф Рейтерн, 1849 год)

Жертвоприношение Авраама. Доменикино Цампьери (Domenichino Zampieri)
Жертвоприношение Авраама. Доменикино Цампьери (Domenichino Zampieri) (1581–1641) 1615, Пинакотека Ватикана, Рим

Из большого числа музыкальных произведений на тему жертвоприношения Исаака (их насчитывается около 50) наиболее известна «священная баллада» Игоря Стравинского «Авраам и Исаак» (первое исполнение — Иерусалим, 1964).

В иудаизме

Еврейская традиция рассматривает жертвоприношение Исаака как символ готовности к самым тяжёлым жертвам во имя преданности Богу. «Земля Мория», упоминаемая в этой истории, отождествляется в иудаизме с горой Мория в Иерусалиме, на которой Соломон построил Храм. Поэтому считается, что Храм был воздвигнут на том самом месте, где Авраам соорудил жертвенник для всесожжения.

Мишна свидетельствует о том, что уже в I-II вв. тема жертвоприношения Исаака содержалась в молитве, читавшейся в дни постов. Талмуд предписывает чтение рассказа о жертвоприношении Исаака в синагоге на второй день Рош ха-Шана и объясняет обычай трубить в шофар (изготовляемый из рога барана) в Рош ха-Шана как напоминание о том, что вместо Исаака в жертву был принесён баран.

В еврейской религиозной философии история жертвоприношения Исаака явилась предметом разнообразных толкований.

Филон Александрийский считал, что Авраам руководствовался исключительно любовью к Богу.

По Маймониду, Бог, повелев Аврааму принести Исаака в жертву, желал не испытать Авраама, а создать эталон человеческой любви к Богу и преданности человека Божьей воле.

По Нахманиду, Бог знал, как поступит Авраам, однако для самого Авраама испытание было настоящим, так как он не знал, как поступит Бог.

Согласно Книге Зогар, поскольку Авраам есть воплощение Божественного милосердия, Исаак — Божественной силы, а Иаков представляет собою принцип гармонизации, жертвоприношение Исаака приводит в движение сложный процесс, в итоге которого начала, представляемые Авраамом и Исааком, должны прийти к полной гармонии в Иакове.

Различные толкования жертвоприношения Исаака, основанные также на понимании её как феноменализации любви человека к Богу и готовности следовать воле Его, дают выдающиеся представители хасидизма.

Тема жертвоприношение Исаака развивается в Талмуде и в ряде аггадических мидрашей. В средневековой еврейской религиозной поэзии тема жертвоприношения Исаака (акеды) разрабатывалась в специальном одноимённом жанре.

Источник