Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Святой благоверный Александр Невский. Жизнь в прозвищах

Князь Александр родился в 1220 г., месяц рождения точно не известен — либо в ноябре, либо 30 мая. Сын великого князя Ярослава Всеволодовича, незаурядного правителя и полководца, и княгини Ростиславы (во Святом Крещении Феодосии), которую летописи именуют «блаженной и чудной». Эти факты общеизвестны. Почему-то не обращают внимания на одно немаловажное обстоятельство. Княгиня Феодосия – дочь Великого князя Новгородского (впоследствии Галицкого) Мстислава Удалого , канонизированного Русской Церковью, сына Святого князя Мстислава Храброго и отца Святого князя Василия Новгородского . Таким образом, Святой Александр – внук Святого, представителя редчайшей в истории династии Святых князей.

Он был вторым сыном в семье, где было девять детей, и первым князем рода Рюрика, которого назвали Александром, в честь доблестного воина, мученика Александра Фракийского (память 9 июня). Небезынтересно и то, что у князя было одно, христианское имя; его предки, в том числе и отец, имели два , а то и три имени.

Св. Александр Невский – одна из тех ярких (и редких) исторических фигур, которые своей деятельностью определяют жизнь народов и государств на века вперёд. Но Св. Александр интересен ещё и тем, что удостоился феноменально обширного количества прозвищ, которые он получил за свою не долгую, но весьма бурную жизнь. В российской истории вровень с ним можно поставить только первого русского самодержца, Государя всея Руси Иоанна III, прозванного Великий, Грозный, Державный , Собиратель и Правосуд (не говоря уж о том прозвище, которого рослый Великий князь удостоился от своих врагов под конец жизни, когда стал сильно сутулиться – Горбатый).

Прозвища Св. Александра, прижизненные и посмертные, ярко характеризуют жизнь и деятельность этого замечательного человека.

Невский

Это прозвище, связанное с яркой победой над крестоносцами в 1240 г. в устье реки Невы, Св. князь получил только в XV в., спустя почти два века после того, как он ушёл ко Господу . Но почему именно это сражение стало поводом к тому прозвищу, с которым Св. Александр вошёл в историю? Тем более, что оно стало заменой фамилии, как это произошло с Александром Македонским, Иваном Калитой или Димитрием Донским. Этот феномен, представляется, связан с тем, как восприняли победу в устье р. Невы современники и потомки Св. Александра Ярославича.

XIII век стал апокалиптическим временем для православных. В 1204 г. западноевропейские крестоносцы взяли приступом Константинополь (Царьград русских летописей) и страшно разграбили его; Православное Царство было ниспровергнуто, на месте его основана Латинская империя. Вслед за Империей ромеев, казалось, пришел черёд Православной Руси. Наступление началось по всему фронту. Венгрия и Польша бросились на Галицию и Волынь; немецкие крестоносцы утвердились в начале XIII в. в Риге (Орден меченосцев) и Пруссии (Тевтонский орден) и оттуда повели наступление на Псков и Новгород; наконец, шведы двинулись на Русь через Финляндию; мечом и огнем немцы и шведы обращали в латинство как язычников литовцев, эстов и финнов, так и православных — русских .

Вторжение 1240 г. было не обычной средневековой войной. Это был крестовый поход, для Шведского королевства – первый из тех четырёх, которые оно предприняло против Руси в 1240-1349 гг.

Невская битва произошла 15 июля 1240 г., в день памяти Владимира Святого. По традиции принято считать, что Св. Александр вёл бой со шведами, но фактически княжеская дружина, новгородские добровольцы, ладожане и ижорское ополчение, отбили европейский крестовый поход.

Шведский король Эрик XI Леспе (Картавый или Шепелявый) послал шведское войско, но к нему присоединились отряды норвежцев и финнов. Возглавил поход англичанин, епископ Томас, что подчёркивало характер этой экспедиции как «паломничества» (так скромно в ту пору назывались крестовые походы). Кстати, с этих пор для высокопоставленных англичан участие в крестовых походах против Руси станет традицией. К примеру, в «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосер пишет о том, что даже в XIV в., во время Столетней войны (!), в послужном списке образцового английского рыцаря значилось: «Ходил на русских».

Известие о появлении в устье р. Невы шведского флота было получено в Новгороде своевременно. Узнав об этом, в Новгороде решили, что целью похода шведов и приплывших вместе с ними норвежцев, суми и еми является Ладога. Такое в новгородской истории уже было. В 1164 г. 55 шведских шнек вошли в Неву, поднялись по ней в Ладожское озеро и достигли Ладоги. Правда, осада города для приплывшего шведского войска кончилась тогда большой неудачей. Это подробно описали новгородские летописцы. В 1240 г. новгордцы посчитали, что шведы хотят повторить, но без старых ошибок, операцию 1164 г. Князь Александр, спешно собрав свою дружину и часть новгородского войска, немедленно выступил к Ладоге. Русские полки, скорее всего, были конными и могли достигнуть Ладоги примерно за 3—4 дня. Однако у Ладоги шведы не появились. Расчеты новгородцев и князя Александра оказались ложными, противник преследовал совсем иные цели, чем в 1164 г. Корабли крестоносцев остановились недалеко от устья Невы, в устье другой реки — Ижоры, левого притока Невы. Многодневное пребывание шведов и их союзников в этом месте никак не объяснено в источниках и в трудах последующих историков. Только в самом раннем фрагменте «Жития Александра Невского», сохраненном Лаврентьевской летописью XIV в., сообщается, что в своем донесении двигавшемуся на шведов Александру старейшина Ижорской земли (племя ижора населяло в те времена берега Невы и подчинялось Новгороду) Пелгуй-Филипп указывал на шведские «станы и обрытья». «Обрытья» — это боевые рвы. Очевидно, что в планы крестоносцев входило строительство в Ижорской земле в стратегически важном месте такой же опорной крепости, какие строили они в землях суми и еми-тавастов. Устье Невы и в позднейшие времена представляло для шведов стратегический интерес. В 1300 г. они пытались построить здесь крепость при впадении в Неву р. Охты, построили ее, назвав Ландскроной, но этот могучий «Венец Земли», как точно перевел шведское название русский летописец, на следующий год был до основания разрушен русскими войсками.

Не обнаружив крестоносцев у Ладоги, Александр двинулся на запад, к устью Невы, усилив своё войско отрядом ладожан. Получив от Пелгуя уточняющие данные о расположении шведского лагеря, сумев не обнаружить себя, Александр нанес по лагерю неожиданный удар. Был воскресный день 15 июля, сравнительно рано — половина девятого утра по современному часосчислению, когда на ничего не подозревавших крестоносцев обрушились русские полки. Их внезапное появление вызвало панику. Часть крестоносного войска бросилась на корабли, стоявшие у левого берега Невы, другая старалась переправиться на левый берег р. Ижоры. Предводитель шведского войска пытался оказать сопротивление, построив оставшихся в боевые порядки, но всё было тщетно. Непрерывно атакуя, русские заставили бежать и их. Владимирский биограф Александра Невского сохранил живые рассказы об участниках сражения и отдельных боевых эпизодах. Неся большие потери, крестоносцы тем не менее сумели добраться до своих кораблей, погрузить на них тела павших (вероятно, наиболее знатных) воинов и спешно отплыть в море.

Первое крупное военное столкновение молодого новгородского князя с внешним врагом закончилось полным триумфом. Новгородский летописец отметил, что с русской стороны вместе с ладожанами пало «20 мужь… или мне» (менее). Конечно, Невская битва по своему масштабу уступала битвам при Бородине или Ватерлоо, но для XIII столетия это было крупное сражение, в котором участвовало несколько тысяч человек. Победа на Неве не позволила крестоносцам закрепиться на берегах Невы, закрыть Новгороду и другим русским землям выход к морю, изолировать от Новгорода земли ижоры и корелы.

Александр Невский победил, но в том же году его изгнали из Новгорода. И он спокойно, тихо удалился к своему отцу, Великому князю Ярославу Всеволодовичу, занимая удел — Переяславль-Залесский.

Грозные плечи

Невская битва была отмечена одним примечательным эпизодом. В лихом сражении, вылившемся в разгром вражеского лагеря, юный князь Александр в копейном поединке сразил предводителя крестоносцев. «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» описывает это событие так: «Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего». Все русские князья были профессиональными воинами, хорошо владевшие любым видом оружия. В бою князь рубился в первых рядах. Случалось, что исход сражения, а то и войны, решало умение князя сокрушить вождя врагов в единоборстве. Образцом здесь стал Тмутараканский (и будущий Черниговский) князь Мстислав, сын Равноапостольного князя Владимира, который на поединке «зареза Редедю», касожского князя.

Но в XIII в. такого рода столкновения военачальников стали очень большой редкостью. Тем более удивительным казался современникам и потомкам поединок Св. Александра с предводителем крестоносцев в Невской битве.

Обычно (не только в популярной, но даже в научной литературе, начиная чуть ли не с «Истории государства Российского» Н. Карамзина) побеждённого врага именуют ярл Биргер Магнуссон. Этот ярл, Биргер аф Бьельбо, двоюродный брат правителя Швеции Улофа Фаси и зять короля Эрика XI Леспе, был выдающимся политическим и военным деятелем шведской истории: правителем королевства с 1248 г., крестоносцем (ходил в походы на Финляндию), основателем современной столицы Швеции, Стокгольма. Биргер был врагом Руси, но о его участии в Невской битве нет абсолютно никаких современных событию известий. Поэтому в некоторых исследованиях утверждалось, что эта яркая, запомнившаяся и современникам, и потомкам победа, была одержана юным князем над знатным рыцарем, имя которого, увы, осталось для нас неизвестным .

Сомнения разрешила археология. Шведские учёные эксгумировали и исследовали останки ярла, и установили, что кости его глазницы имеют явные следы прижизненного повреждения, вероятно, копьём. Такую рану будущий правитель Швеции мог получить только в 1240 году . Что же касается отсутствия упоминаний в шведских хрониках об участии Биргера в провальном крестовом походе и ранении на поединке, то это как раз понятно – никто и нигде не любит подробно писать о поражениях (родоначальником и образцом этого исторического направления выступает Древний Египет – у фараонов за тысячи лет вообще не было военных неудач). Сама же победа Св. Александра была отмечена прозвищем «Грозные Плечи» .

Храбрый

Прозвище, использовавшееся в источниках наряду с прозвищем Невский . Оно подчёркивало важнейшую сторону служения Великого князя – полководчество, военное искусство главы государства. Собственно, необходимость защиты страны от внешних врагов, как и охрана внутреннего порядка (а это было возможно только военной силой) и обеспечивало высокое положение русского князя .

Это касалось всех князей (не даром это прозвище носили Св. князь Мстислав Новгородский и соратник Св. князя Димитрия Донского, князь Владимир), но особенно значение князя как главы войска возрастало во времена обострения военной опасности. А Русь в XIII в. переживала именно такой, бурный и трагический период своей истории, когда от выигранного или проигранного сражения зависело многое. Если не всё… Например, для того, чтобы закончило своё существование славянское государство Великая Моравия, моравам было достаточно проиграть уграм (венграм) одну-единственную битву. Как и сербам – битву на Косовом поле. Но если Сербия всё же возродилась, после четырёх веков османского ига, то моравское государство так и осталось в истории раннего Средневековья. Такой может быть цена одного-единственного поражения.

Св. Александр воевал с 14 лет, первый боевой поход совершил с войском своего отца в 1234 г., при этом принял участие в победоносном для русского оружия сражении при реке Эмбах (Амовжа по-русски), что в нынешней Эстонии. Это сражение стало боевым крещением юного князя.

Все русские князья были полководцами. Но Св. Александр отличается и от своих предков, и от своих потомков тем, что был самым настоящим победоносцем. Провоевав всю свою жизнь, он не только завершил победой все свои войны, но и не проиграл ни одного сражения! А всего он дал противникам не менее 12 сражений, из них два (Невскую битву и Ледовое побоище) с полным правом можно назвать генеральными сражениями, не только решившими исход войны, но и на десятки лет определившие военно-политическое положение на Северо-Западе Руси.

В мировой военной истории это является редчайшим феноменом, достаточно вспомнить историю таких великих полководцев, как Ганнибал, Фридрих II Прусский или Наполеон, которые блестяще выигрывали сражения, но катастрофически проигрывали войны. Из младших современников по боевым успехам (но не по их историческому значению) с ним можно сравнить только Св. князя Довмонта Псковского (во Святом Крещении Тимофея).

Классикой военного искусства стала война с Тевтонским орденом и его союзниками в 1240-1242 гг. Через полтора месяца после битвы на Неве соединенные силы Тевтонского ордена, датского короля, дерптского епископа и служившего немцам русского князя Ярослава Владимировича неожиданным ударом захватили пограничную псковскую крепость Изборск. Выступившее на защиту Изборска псковское войско было разгромлено, его воевода Гаврила Гориславич пал в бою. Крестоносцы осадили Псков. Не получив помощи, псковичи вынуждены были 16 сентября 1240 г. капитулировать. Первый (и последний) раз в своей истории лучшая крепость Руси добровольно открыла перед врагом свои ворота. В Пскове были посажены два немецких фогта. Их поддерживала влиятельная часть псковского населения во главе с боярином Твердилой Иванковичем. Но было и много недовольных установившимся немецким господством. Часть их вместе с семьями бежала в Новгород .

Затем крестоносцы продолжили наступление. В первую очередь они захватили два погоста: Копорье и Тёсов; в Копорье была построена настоящая рыцарская крепость, или укреплённый замок, обнесённый стеной, рвом, и валом и там занял оборону сильный гарнизон. Крестоносцы захватили важнейшие торговые пути, отрезая новгородцев от Балтийского моря. Новгородских купцов орденские разъезды стали грабить чуть ли не под стенами Новгорода.

И только после этого новгородские послы явились в Переяславль-Залесский просить Александра Ярославовича вновь на Новгородское княжение. И кротко, спокойно, без единого слова укора, Александр Невский в 1241 году возвратился в Новгород. К этому времени, в 1237 г., независимо от русских событий, окончательно объединились рыцарские ордена: Орден Меченосцев, до этого вдребезги разбитый литовцами под Сауле, вступает в состав Тевтонского ордена, составив его Ливонскую провинцию. На юго-восточном побережье Балтийского моря возникло немецкое теократическое государство, простиравшееся от Померании до Нарвы. Объединенный Тевтонский орден приступил к покорению не разорённой татарами новгородской земли.

 

Вскоре Св. Александр наносит крестоносцам первый удар — освобождает Копорье, то есть очищает торговые пути, чтобы сразу дать Новгороду возможность жить. Св. Александр взял Копорский замок приступом и приказал срыть все укрепления до основания. Перешедшие на сторону крестоносцев изменники были казнены.

Второй удар Св. князь нанёс по псковскому гарнизону крестоносцев. Его войско усилили подошедшие «с Низа» подкрепления — войска из Владимира, под командованием брата, князя Андрея Ярославовича. Перерезав все пути, которые связывали Орден и немецкие епископства в Прибалтике со Псковом, Александр неожиданным ударом с запада захватил Псков. Теперь его тылы были обеспечены. Сражение за Псков было упорным, в нём погибло 74 орденских братьев-рыцарей.

Во все русские учебники истории вошло второе генеральное сражение, которое дал крестоносцам Св. князь Александр Невский — Ледовое побоище.

Для сокрушения русских глава тевтонских рыцарей в Ливонии, ландмейстер Андреас фон Вельвен («Андреяшь» русских летописей) собрал войско в 10-12.000 воинов. И опять, — это стоит отметить, — немцы составляли только его ядро. Кроме тевтонцев, там были отряды Дерптского (Дорпатского) епископства, многочисленные отряды датчан во главе с сыновьями короля Вальдемара II, а основную массу орденской пехоты составили эстонцы (летописная чудь).

Освободив Копорье и Псков можно было воевать собственно немецкие владения. Александр и Андрей вторглись в Чудскую землю. Вернувшись снова в землю эстов, они стали опустошать её. Однако немцы уже начали собирать силы. Их войскам у местечка Моосте, близ р. Лутсу, удалось разбить передовой отряд Александра под командованием Домаша Твердиславича, брата новгородского посадника, и дмитровского наместника великого князя Ярослава Всеволодовича Кербета. Домаш пал в бою. Это поражение авангарда заставило Александра Невского отступить на Чудское озеро.

Крестоносцы начали преследование русских полков. Сражение крестоносцам Св. Александр дал в 1242 г., «месяца априля в 5, на память святого мученика Клавдия, на похвалу святыя Богородица, в субботу». По воле Божьей, это была суббота пятой недели Великого поста, суббота акафиста, день, памятный в истории Православия. Именно в этот день столица Империи ромеев, Константинополь, из века в век отражала нашествия врагов Православия – персов, авар и арабов. И теперь, в этот день, Святой князь поднимал свой меч на защиту не только последнего неразгромленного ордынцами русского государства, но и на защиту Православной веры.

Перед битвой князь помолился в церкви Св. Троицы, получил благословение. Выйдя из храма, Св. Александр воззвал к Господу: «Суди, Боже, и рассуди прю мою от языка велеречива. Изми мя от врагов моих, Боже, и от восстающих на мя, яко можеши хотяй, помози ми, Господи, яко же древле Моисеови на Амалика и прадеду моему великому князю Ярославу на окаянного Святополка».

Александр расположил свое войско «на Узмени у Воронея камени». Крестоносцы построили свои боевые порядки клином-«свиньею», во главе которой двигалась тяжеловооруженная рыцарская конница, и ринулись на русские полки. Александр укрепил фланги полков конницей, расположил свою дружину в резерве, а впереди войска поставил лучников, которые на расстоянии расстреливали крестоносную конницу. Однако немцам удалось прорвать центр боевого порядка. Битва приняла крайне упорный характер. В конце концов, не выдержали боя вспомогательные войска крестоносцев, набранные из эстов, и побежали. За ними побежали и немцы. Победа русских полков на льду Чудского озера была полной, врага гнали и рубили семь вёрст, до Суболического берега.

Летом того же года Орден прислал своих послов. На поклон. «Есмя зашли мечем Псков, Водь, Лугу, Латыголу, и мы ся того всего отступаем, а что есмя изоимали в полон людей ваших, а теми ся розменим, мы ваших пустим, а вы наших пустите, и псковсий полон пустим». То есть «орденские братья» отказались от всех своих завоеваний 1240-1241 гг. в Новгородской земле, отпустили псковских заложников и разменялись пленными. В пользу Новгорода Орден отказался даже от части Латгалии. Условия этого договора были действительны даже в XV в. Ледовое побоище остановило военное продвижение крестоносцев на Восток. Крестовый поход на Русь, в литературе и в латинской традиции именуемый Восьмым, провалился.

Сразу после поражения, которое Св. Александр нанёс крестоносцам, он вынужден был начать войну с Литвой, которая растянулась на три года (1242-1245 гг.)[i]. Для Св. Александра это была защитная война, поскольку подданные Великого князя Миндовга постоянно нападали на русские земли. Св. Александр уже летом 1242 г. нанёс поражение семи литовским отрядам, нападавшими на русские земли. В 1245 г. княжеское войско отбило Торопец, захваченный литовцами, уничтожило крупный литовский отряд под Жиздрами. Войну Св. Александр закончил разгромом литовского ополчения под Усвятом, в Полоцкой земле. Русский князь нагнал такой страх на литовцев, что они стали «блюстися имени его».

Стратегическое значение имел поход в землю Тре (на Кольский Север). В 1251 г. князь Александр повёл свою дружину на Норвегию. Он поставил Терь (Кольский полуостров) под окончательную власть Великого Новгорода, заключив договор с королём Хоконом Хоконссоном. Этим Св. князь обеспечил уплату ордынцам дани пушниной. Есть меха – нет вторжений, опустошительных ордынских «ратей». В условиях ордынского ига князь сберегал русскую кровь.

Св. Александр был способен планировать и осуществлять уникальные по сложности операции. Такой операцией стал поход 1256 г., прозванный «тёмным» или «полуночным». В полярную ночь суздальские и новгородские полки прошлись набегом по Финляндии, заставили шведов в панике бежать, бросив недостроенную крепость, и вернулись в Новгород с большой добычей. Этим походом Св. князь Александр на 37 лет обеспечил покой на шведских рубежах Новгорода.

Благоверный князь успешно проводил все виды боевых действий, принятых в ту эпоху – генеральные сражения, полевые бои, взятия крепостей (причём решал дело штурмом, как это было при Копорье, Пскове, Изборске, Торопце), набеги (рейды).

Грандиозное значение побед Св. Александра проявилась и в том, что память о них вошла в Православное богослужение – ещё в XVI в. Ледовое побоище и Невская битва поминались на ектениях по всем новгородским храмам. Насколько мне известно, это уникальный случай в литургической истории Церкви.

Беспокойный

Так Св. Александра называли современники, «уж очень он за родную землю беспокоился». Политикой князь занимался с самых юных лет, практически ещё ребёнком – вместе со своим братом Фёдором был оставлен своим отцом княжить в Новгороде, когда ему было всего 8 лет.

И здесь, через каких-то 15 лет, он приобрёл славу выдающегося дипломата. Эта черта его политики приобрела особое значение после победного 1242 г., когда папа Иннокентий IV в 1248 г. послал к князю Александру посольство с предложением помощи против татар и… королевской короны!

«Война есть продолжение политики иными средствами» писал великий теоретик Клаузевиц. В определённых условиях и дипломатия может быть продолжением войны – там, где не удалось добиться своего мечом, в ход идёт перо дипломата. После провала крестового похода на Русь это и решил показать римский папа Иннокентий IV. В своём послании к «знаменитому мужу Александру, князю суздальскому» папа призывал Св. князя, «оставив путь погибели, приводящий к осуждению вечной смерти», смиренно вступить в единение с Римо-католической церковью. При этом папа ссылался на пример его отца, Великого князя Ярослава, об отступничестве которого от Православия ничего не известно.

Правда, в ответ нужно было перейти под власть папы, то есть принять римо-католичество. «Да будет тебе известно, — писал папа, — что если ты воспользуешься нашим – или лучше – Божиим благоволением, мы будем считать тебя наилучшим между католическими государями и всегда с особенным усердием будем стараться об увеличении твоей славы». Эта была испытанная тактика – если не удалось добиться своего мечом, почему не попробовать переговорами? Только ответ был чётко отрицательный, причём князь не разменивался в нём на земные, преходящие проблемы. Он отказывался от власти папы, так как был православным. Вопрос о вере стоял для него много выше сиюминутных политических интересов и выгод. Для него вера есть святыня, данная Церковью и усвояемая благочестием. Нравственное достоинство, считал князь, принадлежит только такой вере, предмет которой не зависит от человеческого произвола, никакого отношения не имеет к вкусам и мнениям, а также к временным политическим отношениям.

Переговоры с Западом сформировали ту дипломатическую линию, которой он придерживался всё своё правление: «Меч на Западе, щит на Востоке».

Война 1242-1245 гг. не помешала Св. Александру заключить в 1262 г. с Великим князем Литовским Миндовгом чрезвычайно выгодный договор о борьбе против Тевтонского ордена. В 1262 г. литовцы и русские, которых возглавили брат Св. Александра, князь Ярослав, и его сын, Димитрий Александрович, начали совместную войну против Ордена. К сожалению, эта чрезвычайно плодотворная линия на установления союза Литвы и Руси против крестоносной агрессии, была прервана смертью обоих Великих князей, Св. Александра и Миндовга, в 1263 г.

Но особенно важными были переговоры в Орде. Он сумел склонить к себе даже такого жестокого и недоверчивого человека как Бату-хан.

«Он, так же как и митрополит Кирилл, засвидетельствовали своей деятельностью, подвигом, всею жизнью, что татары — Божий бич, который держит Сама Десница Господня, поэтому борьба с татарами есть попытка остановить Десницу Господню, наказующую, но не умерщвляющую. И дело это — не только безнадежное, но и нечестивое. История, то есть Промысел Божий, выражаемый во временных событиях жизни людей, подтверждает истинность этого пути»,- пишет о его ордынской политике один исследователь.

О личном обаянии Благоверного князя, о его умении привлекать к себе людей, достаточно привести один факт. Христианин (вероятно, несторианин), Сартак, сын Батыя и в 1255-1256 гг. хан «улуса Джучи», Батыевой орды (она же Сарайская, Золотая или Кипчакская) стал побратимом Св. Александра. Храбрость, честность, верность слову ценилась Чингизидами, которые жили в обстановке беспрерывных интриг, заговоров, предательств и политических убийств (иногда открытых, а иногда и тайных – отравления у «Золотого рода» практиковались достаточно широко). С Ордой не смогли справиться вооруженной рукой, значит, политика по отношению к Орде – миссия (не даром он был сыном князя-миссионера, крестителя карел).

Об этом полузабытом, но чрезвычайно важном аспекте дипломатии Св. Александра Ярославича хорошо написал профессор В. Л. Махнач: «Одно из великих деяний Александра Ярославича — создание в 1261 г. в Сарае, столице Орды, православной епархии. Много писалось о том, для чего она была нужна Орде (в частности, речь идет о дипломатических отношениях с освобожденной уже от латинян Византией). Но ведь открыли-то не ордынцы! Зачем русским была нужна эта епархия? Ответ прост: с одной целью — миссионерской! И действительно: карательную экспедицию на Владимир против брата Невского Андрея Ярославича возглавлял темник Неврюй. Его сын. Олекса Неврюй, высокий ордынский чиновник — уже православный христианин. Крестником Александра Невского был великий владимирский баскак Амирхан, в крещении Захар. Дети Амирхана-Захара жили на Руси, его правнук — преподобный Пафнутий Боровский. Посмотрите, сколько дворянских родов, сколько русской национальной элиты ордынского происхождения: Суворовы, Кутузовы, Ушаковы, Карамзины, Аксаковы, Тургеневы, Тенешевы, Балашовы…  

Нам не удалось крестить Орду (если бы выиграли состязание с исламом и Орда стала бы православной — чести было бы, думается гораздо больше, чем от Куликовской победы). Не удалось, может быть потому, что слишком рано не стало Александра Ярославича».

Особенно явственно эта линия политика проявляется при сравнении Св. Александра и второго выдающегося деятеля эпохи, Даниила Галицкого. Даниил разменялся на повседневные политические мелочи и упустил из рук главные нити исторических событий. Он выиграл несколько отдельных сражений, в частности, именно он уничтожил   духовно-рыцарский Добжиньский орден, но проиграл самое главное — Православную Русь. Результатом его политики были долгие века латинского рабства юго-западной Руси.

Не прошло и ста лет после смерти Даниила, как вся его отчина — Галицко-Волынская земля — была расхватана соседями: уграми, поляками, литовцами. Латинское рабство в отдельных частях Руси не изжито было до наших дней.

Умер великий князь Александр 14 ноября 1263 г., возвращаясь из Орды, после тяжелейших переговоров с ханом Берке, занявших целый год, Перед смертью принял схиму под именем Алексий. Жил воином и дипломатом, умер монахом. И оставил нм целую плеяду Святых. Из ордынцев. Где светочами сияют Пётр, царевич Ордынский, и Пафнутий Боровский, воспитатель русских Святых.

Ради чего он жил? Изо всей его бурной жизни Господь даровал ему только два спокойных года, 1260 и 1261. «Бысть тишина великая христианам!», свидетельствуют летописи. Чем же занимался князь? Он беседовал. С родными, с близкими, с епископом Кириллом… И были это «словеса, услаждающа паче мёда и сота». Всякий, беседовавший с князем, исполнялся желанием после его беседы «реченная и делом исполити». Он просветительствовал в эти два спокойных года, и побуждал своих собеседников к действию. Жаль только, что обстоятельства жизни великого князя сложились так, что слишком мало времени он занимался тем делом, к которому лежала его душа. Не просветителем, а воином и дипломатом вошёл он в нашу историю.

Именно успехи великого князя в дипломатии позволили считать его Святым Покровителем дипломатической службы Российской Федерации.

Выдающийся русский историк Е. Ф. Шмурло дал ёмкую характеристику основных черт Св. князя как политика: «Александр – это тип северного князя: практический ум, рассудительность, железная воля, настойчивость и терпение; увлечениям нет места; ценится одно только реальное благо».

Можно выделить несколько принципов, которым следовал Св. Александр в своей дипломатии.

  • «Не в силе Бог, а в правде». Если учесть, что слово «правда» в древнерусском языке было синонимом слова «право», то это известное выражение Св. князя можно понимать и как воплощение непреложного факта: успех в конечном итоге зависит не от грубой силы, а от справедливости дела, которое защищаешь. И мировая, и отечественная история неоднократно подтверждала верность этого положения. Не даром на Руси это изречение стало крылатым выражением.
  • «Жить не преступая в чужие части». Даже сокрушая врагов, напавших на Русь, Св. князь не отнимал их земель, не навязывал им свою власть. Он заключал мир, довольствуясь лишь возвращением захваченных территорий и жителей, а также возмещением причинённого ущерба.
    1. «Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет». Эти слова Св. князя Александра, сказанные им при заключении мира с тевтонскими рыцарями – почти дословная цитата и Священного писания (Мф. 26: 52; Пс. 36: 15). Это предвосхитило действующую норму международного права, определяющую право любого государства на индивидуальную и коллективную самооборону в случае агрессии (Устав ООН, ст. 51).

Солнце земли Суздальской

Св. Александр принадлежал к славному роду правителей Суздальской земли, получившей в исторической литературе «кабинетное» название Владимиро-Суздальской Руси. Его прадед Юрий Долгорукий был основателем независимого Суздальского княжества, а дед Всеволод Большое Гнездо укрепил его политическое значение как самого могущественного государства на Руси. 

За жизнь он княжил во многих землях. Великий князь Новгородский, Великий князь Киевский (но в разрушенный ордынцами Батыя Киев не поехал, остался в Новгороде). 

При жизни пользовался громадным авторитетом в народе.

В Новгородской земле – князь-«рекордсмен», четыре раза «мужики-вечники» избирали его своим князем, столько раз новгородский «стол» (престол) не занимал никто. Правда, дважды новгородцы указывали Святому князю «путь чист», то есть изгоняли его. Тоже своего рода рекорд, обычно хватало одного раза.

Сын Святого Александра, Святой Даниил Московский, стал основателем династии Московских государей, скинувших ордынское иго и создавших Российское царство.

Да, и орден Св. Александра Невского – единственный, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе, и в Российской Федерации. Он был и остался героем и для монархистов, и для коммунистов.

Что же оставил нам Святой благоверный князь Александр, ставший в начале XXI века, через 745 лет после своей кончины, именем России? Очень хорошо сказал об этом профессор В. Л. Махнач, чьими словами я и хотел бы закончить эту статью (но не тему, которая поистине неисчерпаема): «Верность Православной Церкви и восточнохристианской культуре завещал нам великий князь. Сознание того, что единственная стоящая ценность — это люди: книжники, бояре, пахари, купцы. Уже младший сын Александра — первый московский князь Даниил — стремится собрать на службу потомков Гавриила Олексича, Ратши — чьи отцы совершили великие подвиги вместе с любимым князем русского народа. И случайно ли, что Российскую державу создали единственные прямые потомки невского героя — московские князья и их бояре, потомки его сподвижников? Россия снова стала «Светло светлой» и «прекрасно украшенной», богатой «бесчисленными городами великими, селеньями славными, садами монастырскими». Стала Третьим Римом, защитницей славян и грузин, греков и молдаван, апологетом чести и справедливости во внешних делах своих. Россия стала и чутким другом самых разных евразийских народов: не случайно волжские татары устремились в ополчение Минина и Пожарского, а в 1814 году башкиры и калмыки победно проехались по Парижу.

Он не знал, что победил. Он был почти одинок. Он спасал Русь, которая вовсе не желала, чтобы ее спасали! Кончина в сорок три… Он просто надорвался под тяжестью неимоверных трудов. Человек не знает результатов всей жизни своей. Не знали и современники. Быть может, величайший из них, митрополит Кирилл (плохо мы знаем своих великих!) над гробом Александра произнес бессмертные слова: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Все же люди восклицали: «Уже погибаем!»

Но мы знаем: он победил. Ибо не в силе Бог, но в правде!». 

Автор: кандидат историчесех наук, Тучков Антон Иванович (Мурманск)

Источник: «История просвещения Европейского севера»: Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, Восьмые Феодоритовские чтения. — Североморск — Санкт-Петербург