Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Пророк Аввакум и его книга

Картинки по запросу пророк аввакумЛичность пророка Аввакума.

«Аввакум»:

-в переводе Семидесяти еврейская форма имени пророка переделана ради благозвучия, так что получается отличное от еврейского значение – «отец Воскресения»;

— в масоретском тексте имя пророка произведено, по одной из версий, от глагола «обнимать, держать, прижиматься» с оттенком нежности, любви. Т.о. имя здесь объединяет интенсивную и пассивную идеи и означает «объятый Богом, любовью и всех обнимающий ею». Имя пророка приоткрывает нам его душу, любящую Бога и свой народ, болеющую о его страданиях;

-по мнению блж. Иеронима «Аввакум» происходит от глагола «обхватывать руками противника», поэтому пророк представляется вступившим в борьбу, как бы в рукопашное состязание с Богом;

Если судить по масоретскому и иеронимовскому толкованиям, в  имени пророка содержится предуказание на особое свойство возвещаемого бремени для иудеев (1:12) и их врагов (2:13).

-есть также попытка произвести «Аввакум» от ассирийского корня, и тогда оно означает некое садовое растение. Впрочем, немногие выступают в поддержку ее.

Личность пророка [по материалам магистерской диссертации архиеп. Варфоломея (Ремова)].

О жизни пророка Аввакума, его происхождении, времени его деятельности нет определенных данных, даже в его книге. Знаем только, что он был пророком, не самочинно вышедшим на служениe, но говорил именем Иеговы (1:1, 2:2).

Отсутствие биографических данных в книге восполняется обилием материала, открывающего нам душу пророка, его чувства, переживания, т.е. его внутренний образ. Через всю книгу проходит тема борьбы его настроений:

-то он просит Бога явить правду на беззаконнующих: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь … для чего даешь мне видеть злодейство…закон потерял силу, и суда правильного нет…»(1:2-4,13);

-то просит, объятый любовью к народу своему, «во гневе вспомнить о милости» (3:2).

Пророк знает о предстоящих его родине ужасных бедах, но все же находит утешение в вере, что «Бог выступит для спасения народа Своего» (3:13). И в такой непоколебимой вере основная стихия жизни святого Аввакума, а в испытаниях, которым подвергает эту веру Господь, проявляется ее величие.

В каждой главе вера – центральный пункт, ею пророк жив (2:4), через нее он побеждает страх грядущего разгрома (1:12; 2:20; 3:13,18-19).

Узел книги архиеп. Варфоломей видит в жизни пророка, всецело отданной его народу. Сила этой любви отражается в его речах: везде он говорит не о себе, а от лица народа.

В личности пророка Аввакума особенно ярко видны две как бы противоположные характеристики. С одной стороны, как продолжение его веры, — могучая твердость его убеждений, твердость духа, побеждающая ужасы будущего.

С другой стороны, — возвышенная мягкость его чувства. Самые дерзновенные речи он произносит мягко, что особенно видно в 3:16, 17-19. Комментатор Лимбах по этому поводу сказал, что пророк Аввакум соединяет силу Исаии и мягкость Иеремии.

Есть точка зрения (Делич, Баумгартнер), что св. Аввакум происходил из колена Левия, принадлежал к лику певцов Иерусалимского храма (поскольку в его книге обнаруживается знание автором техники храмовой музыки и пения) и есть указание для хора (3:19).

Предания о пророке Аввакуме.

Прежде, чем говорить о преданиях, нужно напомнить, что «талмуд и другие иудейские произведения полны пустыми догадками и непроверенными сообщениями касательно древности» (Драйвер С.). А называемые христианскими предания зачастую основаны на иудейских.

1)Одно из преданий гласит, что Аввакум был сыном Сунамитянки, воскрешенным пророком Елисеем (4 Цар.4:16-37), потому что в стихе 16 главы 4 4-й Книги Царств говорится, что «ты будешь держать на руках сына», а имя пророка Аввакума происходит от глагола «держать, обнимать».

Но по согласию многих исследователей книга пророка Аввакума была написана не ранее 7 века, а пророк Елисей жил в конце 10 – начале 9 века.

2)Даниил 14:34-39 повествует, что Аввакум принес пророку Даниилу в львиный ров пищу: Был в Иудее пророк Аввакум, сварил похлебку, чтобы отнести жнецам. Но Ангел Господень явился и сказал: «Отнеси ее в Вавилон Даниилу в львиный ров … взял его за темя и, подняв за волосы головы его, поставил в Вавилоне над рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум: Даниил, возьми обед, который Бог послал тебе … И встал Даниил и ел, а Ангел мгновенно поставил Аввакума на его место».

У того же пророка Даниила есть данные, что Аввакум происходил из колена Левия, его отца звали Иисус, а также имеются некоторые данные из его жизни.

О достоверности приведенных в книге пророка Даниила преданий можно заметить:

-во-первых, обе легенды помещаются в неканонических отделах книги пророка Даниила и есть только в переводе Семидесяти;

— во-вторых, предание о том, как Аввакум накормил Даниила, появилось не ранее плена Вавилонского, а Аввакум, как уже было сказано, по-видимому, жил около 7 века;

— в-третьих, пророк Аввакум не называет себя в своей книге ни храмовым певцом, ни левитом, эти данные содержатся лишь в неканоническом отделе книги Даниила. По мнению проф. Юнгерова и арх. Варфоломея это предание едва ли правдоподобно, хотя проверить его нельзя.

3)Пророк Аввакум был представителем Симеонова колена, родом из селения Биссухар (с т.з. Епифания, Дорофея, Исихия и др.).

4)Когда Навуходоносор напал на Иерусалим, св. Аввакум бежал в Измаильскую землю, после нашествия же вернулся в Иудею.

5)Чудесное посещение пророком Вавилона и предсказание скорого освобождения иудеев от плена (легенду передал Епифаний).

7)Пророк Аввакум умер за два года до возвращения из Вавилонского плена (Епифаний).

Но большинство библеистов считают Аввакума допленным пророком, который предсказал нашествие халдеев (1:6), которое имело место в 4-й год царствования Иоакима (4 Цар.24:1 и далее), т.е. около 604-600 гг. до Р.Х. Поскольку пророк говорит о нашествии как еще имеющем место совершится, а его современники с «изумлением» (1:5) слушают его пророчество, значит, его речи звучат по крайней мере за несколько десятилетий до самого события. А если допустить, что он не дожил двух лет до освобождения из плена, то пророк Аввакум должен был быть долгожителем [арх. Варфоломей].

Предположений относительно жизни пророка Аввакума можно делать бесконечно много, но, при скудости конкретных исторических сведений, практически все они непроверяемы. Бесспорными, по мнению А.П. Лопухина, можно назвать следующие:

1)Пророческое служение Аввакум проходил в Иудейском царстве, потому что в книге нет ни одного даже намека на десятиколенное царство;

2)В каноне Священного Писания книга святого Аввакума помещена после книги Наума и перед книгой Софонии. Пророк Наум проходил свое служение во второй период царствования Манассии (около середины 7 века до Р.Х.). Пророк Софония – в начале царствования Иосии (Соф.1:1). Т.о. время деятельности пророка Аввакума приходится на период между второй половиной царствования Манассии и началом царствования Иосии.
В самой книге Лопухин находит определенные указания на написание книги около 650 года, т.е. царствование Манассии:

-1:3-4,5-6; 3:2,16 – из этих стихов видно, что беда еще будет: «Я подниму Халдеев … придет на народ мой грабитель…» и т.д.

-2:20 – «А Господь – во святом храме Своем…» — следовательно, храм еще не разрушен, и богослужение совершается (3:1-19), но в общественной жизни царит бесправие и притеснения (1:2-4). В этом Лопухин видит черты внутренней жизни иудеев второго периода царствования Манассии, когда царь покаялся и возобновил богослужение, но не смог искоренить несправедливость и беззаконие (2 Пар.33:12-17). А значит время пророческой деятельности Аввакума – вторая половина царствования Манассии.

С А.П.Лопухиным соглашается архиеп. Варфоломей, добавляя, что, с  т.з. Зедера, Абрабанеля, Кимха, пророк Аввакум был, вероятно, учеником пророка Наума.

Время написания книги пророка Аввакума.

Ввиду существования стольких разногласий, вызванных отсутствием достоверной информации, на датировке книги стоит остановиться подробнее.

Есть несколько версий относительно времени написания книги:

-времена Езекии, около 714-700 (проф. Юнгеров);
— времена Манассии и Амона (Кейл, Делич, Баугартнер, Палладий, Глаголев);

— времена Иосии (Шегг);

— при Иоакиме и халдейском нашествии (Ветте и большинство современных исследователей. Так Будде относит написание к 615 году, Ротштайн и Хунакер – к 605, Новак, Марти, Корнил, Куенен, Баудизин – до 590 г.);

-Дум – к эпохе Александра Македонского;

-Николардот выстраивает целую хронологическую схему:

1)пророчество о нашествии халдеев – самая ранняя часть книги – относится к концу 7 века, не ранее 605 года, когда состоялось Кархемисское сражение (1:5-10, 14-17);

2)предвещение их падения – около 6 века (2:5-15);

3)псалом скомбинирован с пророческими частями – между 5 и 3 вв. (1:2-4,13; 2:4);

4)гимн главы 3-й – 4-й век, царствование Артаксеркса 3 Оха;

5)окончательная редакция книги – 2-я половина 4-го века.

-из отцов Церкви вопросом датировки этой книги занимался только блж. Иероним: «Пророчество направлено против Вавилона и Навуходоносора, царя халдейского, так что, как прежде Наум, за которым следует Аввакум, пророчествовал о Ниневии и Ассирии, которые победили 10 колен Израиля, так и Аввакум пророчествует против Вавилона и Навуходоносора, которыми разгромлена Иудея, Иерусалим и Храм. А чтобы ты знал, что Аввакум жил, когда уже два колена, Иудея, были отведены в плен, Даниил может показать тебе, к которому в ров Аввакум посылается с пищею, хотя принимаем ли мы это повествование или нет, и то, и другое нам полезно: или принимаем и тогда книга Аввакума изображает события после их совершения, или не принимаем, и тогда пророк описывает то, что предвидит».

Как видно, блж. Иероним не высказывается точно, склоняясь к тому, что книга Аввакума написана в эпоху плена Вавилонского (на основе неканонического отдела книги св. Даниила).

И вряд ли так уж неважно различать, написана ли книга о прошедших уже событиях (что отрицает само по себе ее сверхъестественный характер) или о будущих (что делает ее пророческой).

Пророк настолько точно описывает халдеев (такими их знали в истории -1:6-11; 2:4-6,8-9,12,15; 3:13,16), что только комментаторы Дум и Хаппел переносят это описание на греков или считают его обобщением всех вообще врагов иудеев.

Большинство критически настроенных исследователей полагают, что книга появилась непосредственно в предпленную эпоху.

На допленное рождение писаний Аввакума может указывать 2:20, из которого делают вывод о том, что еще не разрушен храм.

Кроме того, несомненная близость пророчества Аввакума к книгам Исаии (Ис.21:3,9 – Авв.3:16; 2:18-19) и Михея (Мих.5:3 – Авв.2:8) свидетельствуют, что они были произнесены не раньше эпохи Езекии (1:2-4 – Ис.28:33,39:1-3).

Версии:

1)Могла ли книга пророка Аввакума быть написана при царе Иоакиме?

Да, могла: это было около 605-590 гг. Поводом к написанию стало Кархемисское сражение, победа Вавилона над Египетской армией Нехао. В ответ на это событие пророк Аввакум возвещает, что и Иудею раздавит Вавилон.

Нет: — при царе Иоакиме судьба Иудеи была уже в руках Вавилона (4 Цар.24:2), т.е. событие уже было явно, а Аввакум пророчествует о дне бедствия, который еще не наступил (3:16), завоеватели описываются как неизвестные (при Иоакиме стали явны уже), их приближение изумляло современников (1:5).

Кроме того, в книге пророка халдеям еще нужно прийти издалека (1:6, 8), а значит халдейские границы еще не были смежными с Иудеей при написании книги Аввакума. А при царе Иоакиме границы уже смежны (4 Цар.24:7).

2)При царе Иосии?

О царе Иосии историк пишет, что «не было царя прежде него, который обратился бы к Господу всем сердцем …душою…силами» (4 Цар.23:25).

А пророк о своих временах пишет, что «грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда …закон потерял силу, суда правильного нет…»(1:2-4). Поэтому едва ли сетования Аввакума относятся к эпохе Иосии, скорее уж к Манассии (2 Пар.34:2-8 и др.).

3)При царе Манассии?

Вполне вероятно (считает арх. Варфоломей).
Можно возразить, что в книге отсутствуют обличения царя в идолопоклонстве, что обязательно бы сделал Аввакум. Но, может быть, книга создана уже после духовного кризиса Манассии, когда он проявил рвение и уничтожил язычество, «низверг чужеземных богов и идола из дома Господня, и все капища…и восстановил жертвенник Господень и принес на нем жертвы мирные и хвалебные…» (2 Пар.33:15-16). А поводом к написанию книги при Манассии могло послужить пленение последнего, после чего он и вразумился (2 Пар.33:11-12).

4) При Езекии?

Вряд ли, потому что его царствование было мирным (2 Пар.29:36; 31:20-21), тогда как пророк Аввакум обличает многое дурное.

Можно попытаться установить время написания книги по другим пророческим книгам Ветхого Завета.

Айхорн: «Соловей не поет в тяжелую зиму при вымершей роще; так и Аввакум песнословил не при умиравшем еврейском языке. Язык и выражение его для этого слишком прекрасны; его творчество слишком оригинально; его цветы – крепкие … Он должен был слагать свое поэтическое творение в цветущее время еврейского царства и еврейского языка».

-Пророчества Аввакума стоят в несомненной близости к пророчествам Исаии и Михея.

Особую связь писания св.Аввакума имеют с книгой пророка Наума (по мнению блж. Иеронима):
Оба пророка, Наум и Аввакум, говорят о горе (Наум.3:1; Авв.2:9,12,15,19).

Оба пророка утешают, что Бог не до конца наказывает:

— «Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего…Господь Бог — сила моя» (Авв.3:13,19);

-«Господь долготерпелив и велик …» (Наум.1:3).
Оба пророка описывают трепет природы перед Господом:

-«Запретит Он морю, и оно высыхает, все реки иссякают…горы трясутся пред Ним, холмы тают…»(Наум.1:3-6);

-«Он … поколебал землю…вековые горы распались, первобытные холмы опали, вострепетали горы…бездна дала голос…солнце и луна остановились на месте …»(Авв.3:3-15).

Пророк Наум возвещает горе Ниневии за преступление особенно по отношению к Израилю (1:8-14; 3:1-19), а также выражает уверенность в спасении Израиля (1:7; 2:1). Эти же идеи есть у Аввакума, но ярче и сильнее выражены (Авв.2:6,20).

Следовательно, пророк Аввакум был младшим современником Исаии, Михея, Наума. А эпоха Наума – это, скорее всего эпоха Манассии [Симашкевич]. Значит, пророки Наум и Аввакум одновременно проходили свое служение. Старше был Михей, потом – его современник Исаия, который умер в первую эпоху царствования Манассии. Получается, что в последнюю эпоху царствования Манассии пророчествовали Наум и Аввакум.

Единство книги. Содержание.

1)Книга пророка Аввакума представляет собой единое психологическое целое, имеющее внутреннюю стройность при внешнем иногда искусственном единстве (за что ее и критикуют, подвергая сомнению чистоту текста).
Внутреннее единство поддерживается связью в ходе мыслей пророка: это книга переживаний, ее логика – логика переживаний.

Все пророчество Аввакума – это бремя:

-1-я глава – выяснение тяжести этого бремени, которое Господь возлагает на Израиль. Здесь же есть и утешение в надежде на любовь Божию: Бог не хочет погубить.

-2-я глава – прояснение продолжительности Божия испытания, а также наивысшее утешение в том, что величие веры спасает праведника в испытании. А нечестие есть причина кары (1:12-2:6-20).

1 и 2 главы раскрывают идею бремени полно и обстоятельно, а о верности Божией говорится кратко.

-3-я глава – апогей бремени, а также ободрение в воспоминаниях верности Божией, что дает надежду на будущее, дает силы к перенесению.

«Бремя» переживается надеждою на силу Божию (3:17-19).
Все главы книги восполняют и завершают друг друга.

Строение книги.

По выражению того же арх. Варфоломея, это поэтическая книга, особенно глава 3.

Главы выстроены как бы crescendo в отношении содержания и внешнего изящества, по музыкальности.

1 глава – это диалог пророка пред Богом, ясный, простой, — образец диалогической речи. Но явного поэтического момента нет.

2 глава – провозглашение горя 5 раз предполагает строфическое строение.

2 глава – поэтическое произведение, обилие мысли, возвышенно приподнятой созерцанием священного поэта.

Язык книги.

Книга написана в стиле древней письменности. В ней чувствуется печать самостоятельности и изящества. Судя по языку, книга создана не в период упадка поэзии, такой независимый по языку писатель как Аввакум не мог быть представителем позднейшего периода священной литературы евреев. Книга дышит внутренней гармонией, в ней отсутствуют длинные фразы, тяжелые словосочетания, как в позднейших книгах Библии.

Язык Аввакума – это не язык позднейших послепленных пророков и не язык халдейской эпохи хотя бы по тому, что здесь совсем нет арамеизмов.

И в языке наблюдается родство с писателями золотого века Священной ветхозаветной литературы Исаии и Михея:

-сродны надписания (Авв.1:1 – Ис.13:1,19:1);

-горячее обращение к Богу (Авв.1:12 – Ис.43:3-10);

-образ стояния на страже (Авв.2:1 – Ис.21:8,11-12) и др.

О высоком литературном достоинстве и классическом стиле книги можно судить по употреблению редких и своеобразных оборотов, слов в новых значениях, неправильных глаголов. [арх. Варфоломей (Ремов)].

Основные темы книги.

Первый вопрос пророка: почему зло в мире остается безнаказанным?

Святой Аввакум молитвенно вопрошает Бога: «Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия…нечестивый одолевает праведного, и суд происходит превратный» (1:3-4).

О происхождении этого вопроса блж. Феодорит Кирский писал: «Есть люди, весьма огорчающиеся при виде благоденствия делающих злое. Одни сомневаются в Промысле Божием, другие веруют, но недоумевают, почему так. Аввакум был из последних: и недоумение изъявляет, желая знать причины, и решение предлагает, какое ему преподала благодать Духа».

Ответ Господа: «Я подниму Халдеев, народ жестокий…» (1:6), чтобы они покарали нечестивых: «Господь для суда попустил его…для наказания Он назначил его» (1:12).

Второй вопрос пророка: почему для отмщения избран народ лукавый?

Ответ Господа: Господь велит записать этот ответ: «…чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце …»(2:2):

«душа надменная не успокоится, а праведный верою жив будет» (2:4).

Здесь пророк поднимается на еще одну ступень к Новому Завету. Эти слова пророка Аввакума трижды цитировал апостол Павел, считая их основой новозаветной Церкви (Рим., Гал., Евр.).

Каждый ответит за свои дела: «Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы…» (2:8).

Пророческая песнь.

После обличения жестокости Халдеи и предсказания ее гибели за идолопоклонство святой Аввакум молится, и молитва представлена в главе 3 в виде псалма для пения (сейчас используется как 4-я библейская песнь канона на утрени).

3:3 – в еврейском тексте стоит «гора Фаран», а в переводе Семидесяти – «с юга», но оба перевода сообщают о торжественном шествии Бога в Палестину от Синая через южные Палестинские горы во главе евреев.
В 4-й библейской песне использовано это место в переводе Семидесяти, поэтому мы слышим «приосененной чащи» и понимаем, что речь идет о Богородице, осененной Благодатью Божией.

В пасхальном каноне поется: «На божественной стражи богоглаголивый Аввакум, да станет с нами и покажет светоносна ангела ясно глаголюща: днесь спасение миру…».

Здесь «стража» заимствована из Авв.2:1 («На стражу свою стал я…»).

Но где же пророк Аввакум говорит о Воскресении Христовом? Исследователи отвечают, что это в 3:5-13:

«Пред лицом Его идет язва, а по стопам Его – жгучий ветер. Он стал и поколебал землю; воззрел и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные…Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой…Солнце и луна остановились на месте…Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома…».

Блж. Феодорит так рассуждает об этом:

«Шествиями называет пророк дела; означает же сказанным и источивший всем людям спасение, Крест. На нем стал Владыка Христос, и поколебал землю, привел в движение и расторг горы, поразил ужасом демонов, разрушил капища…».

Здесь же раскрывается и смысл 2:4 – верою во Христа распятого и воскресшего праведный жив будет.
Кроме того, «праведный верою жив будет» — это еще и о том, что вера есть основное содержание жизни праведника, жажда богообщения – центр его существования.

Т.о. в песне Аввакума одновременно – созерцание рождественской и пасхальной таин.

3:16-19 – блж. Феодорит так комментирует данные слова пророка:

«Плач пророка вызван тем, что, получив откровение о победе Христа, он узнал и участь неверующих иудеев после уверования язычников.

«Смоковница» (ст.17) – это Иерусалим;

«Виноград» (ст.17) – народ Божий (ср.Ис.5:7);

«Маслина» (ст.17) – фарисеи и саддукеи;

«Поля бесплодные» (ст.17) – покорные сим наставникам (Иер.4:3);

«Волы» (ст.17) – иереи (1Кор.9:9), возделывающие души». [иер. Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета].

Комментарии и толкования на книгу пророка Аввакума.

1)Святоотеческие: прп. Ефрем Сирин, блж. Иероним, свт. Кирилл Александрийский, блж. Феодорит Кирский, прп. Исихий Иерусалимский, блж. Феофилакт Болгарский;

2)Русские комментаторы:

-краткие руководства Смарагдова, митр. Арсения Хергозерского, проф. Олесницкого, А.А.Спасского

-серьезный исагогико-экзегетический труд проф.М.А.Голубева. Книга пророка Аввакума.1867;

-магистерская диссертация архиеп. Варфоломея (Ремова). Книга пророка Аввакума.1913;

-А.Глаголев. Книга пророка Аввакума.1874;

-Еп. Иоанн (Смирнов). Пророк Аввакум.1877;

-Еп. Палладий (Пьянков). Толкование на книгу пророка Аввакума.1876;

-Проф. П.А.Юнгеров. Книга пророка Аввакума.1887.

3)Западные исследователи: Делич, Марти К., Ланг Б., Клейнерт.

4)Раввинистические: Б. Абpабанел, Р.Танхум.

Источник