Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Преподобный Исаак Сирин: От чего рождается в душе духовное чувство и сколь возвышена мера его.

1. Есть духовное чувство, которое рождается из размышления: оно дает наслаждение, радость и ликование душе. Есть также и другой вид, который сам по себе (1) ниспадает на человека. Ибо в начале того знания, которое <происходит> от размышления, от любви к учению, от богоугодного делания (2) и собеседования, постоянно размышляет разум о том или другом. И время от времени, по причине этого прекрасного размышления о любви Божией и мысли о божественных <предметах>, у того, кто занимается этим с любовью, надеясь обрести свой собственный путь служения <Богу>,(4) постоянно рождается внутри(5) духовное видение вещей. Когда немного очищена душа его в служении страха Божия и трезвения, тогда духовное созерцание само по себе ниспадает время от времени на душу его без всякой заботы <с ее стороны>. И все время человек тот встречает в разуме своем некое прозрение, и внезапно оказывается разум его без движения, словно в некоем божественном облаке, которое ошеломляет <его> и заставляет умолкнуть.

2. Случается также, что без всяких прозрений время от времени безмолвие некое ниспадает на человека, и разум бывает собран и погружается внутрь себя в непостижимом ошеломлении. Это — гавань, исполненная покоя, о которой Отцы в писаниях своих говорят,(6) что иногда входит естество туда, где оно приближается к порогу духовного образа жизни.(7) С этого начинается вступление на третий уровень, то есть на <уровень> духовного существования.(8) И когда очи инока(9) устремлены к этой гавани с самого начала его ученичества и до гроба, несет он всякое телесное и душевное трудничество, и различные несчастья преследуют его на этом пути.(10) Но коль скоро приблизился инок к этому порогу, он направляет свой путь прямо в гавань и приближается к духовному образу жизни. И с этого <времени> происходят с ним восхитительные <вещи>, и получает он залог нового века.

3. Тот, кто читает это, пусть вспомнит о той собранности разума,(11) о которой говорилось в конце четвертой сотницы(12) «Глав о знании».(13) Ибо именно таким образом подвижники достигают в своем путешествии этой гавани. И в этом — служение совершенных иноков;(14) и благодаря этому завершается их путешествие, и достигает гавани тяжелый корабль их подвижничества. С этого <времени> удостаиваются они любви к Иисусу Христу, Господу нашему,(15) и по временам узревают они славу естества Его, ибо таков венец праведных. И исполняется на них сказанное: Ты, Отче, во Мне, и Я в них, чтобы и они были в Нас едино.(16) Ибо единство Христа в Троице таинственно изображают(17) святые своим совершенным слиянием с Богом. К этому приблизил нас Первенец наш(18) пришествием Своим, и такое совершенство несет Его учение верующим. Итак, до тех пор, пока человек не удалится от людей и не достигнет безмолвия,(19) и пока не обратится к мысли о душе своей,(20) не откроется благо, сокрытое внутри него.

 1) Вар. «духовное восприятие», «духовное ощущение» (сир. margšanuta ruhanayta).

2) Вар. «спонтанно», «неожиданно».

3) Букв. «от делания страха <Божия>», «от делания богопочтения».

4)  Букв. «у того, кто занимается этими вещами из любви к упражнению для установления своего собственного служения <Богу>».

5)  Букв. «рождается в нем»

6) Ср. преп. Макарий Египетский. Духовные беседы 49,4.

7)  Вар. «ко входу в духовную форму бытия». 

8) Вар. «это — начало вступления на третью вершину, которая есть духовный образ жизни».

9) Вар. «отшельника», «монаха».

10) Дословный перевод этого предложения затруднителен.

11) Букв. «пусть поймет <это в связи с> той собранностью разума».

12) Букв. «четвертого слова». 

13)  Ср. преп. Исаак Сирин. Главы о знании 4,92-93.

14)  Вар. «отшельников, <достигших> зрелости», «монахов, преуспевших <в подвижничестве>».

15) Вар. «любви Иисуса Христа, Господа нашего». 

16) Ср. Ин.17:21.

17) Вар. «символически прообразуют».

18) Ср. 1 Кор.15:20.  

19) Букв. «пока человек не придет к безмолвию от людей (т.е. безмолвию по отношению к людям)».

20) Вар. «к размышлению о себе».

Источник

Книга О Божественных тайнах и о духовной жизни