Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Кийский Крест Патриарха Никона

В период патриаршества Никона в России стали делать кресты «мерою и подобием Креста Христова». Никон в Палестине заказал несколько таких крестов для создаваемых им монастырей, в том числе и для Онежского Крестного монастыря на острове Кие, где Никон в 1639 году спасся во время бури.

Кийский крест был изготовлен «из дерева кипарисного, в высоту и в ширину во всём подобен мерою Кресту Христову». Размеры креста 310 × 192 см. Освящение креста состоялось 1 августа 1656 года (в день празднования Происхождения честных древ Животворящего Креста). В память об этом на кресте в нижней его части была сделана соответствующая надпись.

После освящения крест под охраной был перевезён на остров Кий. Во всех местах остановки на ночлег делали деревянные копии креста и освящали «на благословение». Один такой крест-копия хранится в кладбищенской церкви Воскрешения Лазаря в городе Онеге.

В Крест помещено несколько сот частиц мощей святых и 16 камней — святынь с мест библейских событий. Крест украшен шестью малыми деревянными крестами с изображением двунадесятых праздников, привезёнными с Афона в середине XVII века. Многие из редких реликвий Креста были взяты из ризницы Благовещенского собора и Образной палаты Теремных церквей Московского Кремля.

Кийский Крест Патриарха НиконаКийский Крест Патриарха Никона в храме преподобного Сергия в Крапивниках

Дни празднования:

пятничные дни всего года, кроме пятницы Светлой седмицы, — воспоминание Крестных Страданий Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;
3-я неделя Великого поста, Крестопоклонная, и следующая за ним седмица («неделей» в богослужебной практике называется воскресный день, а неделя в современном понимании называется «седмица»);
14 августа (1 августа по старому стилю) — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня;
27 сентября (14 сентября по старому стилю) — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Молитва Святейшего Патриарха Никона, чтомая пред Кийским Крестом

О Пречестный и Животворящий Кресте! Ты вселенную всю освяти и свет наведе. Ты от востока, и запада, и севера, и юга во едину Церковь, и во едину веру, и во едино крещение и любовь вся связал еси. Ты непобедимый град христианом, победное оружие Царя Христа. Ты еси вселенныя слава и радование, безсильных сила, благочестивых людей победа и укрепление, воинов дерзновение, путешественником спутник, бедствуемых избавление, обуреваемых тишина, монахов сила, мирских хранителю, всех святых святое и честное украшение. Тебе, Кресту Христову, да поклонюся, Тебя да облобызаю, Тебя вседушне целую со страхом и радостию: со страхом за недостоинство мое, с радостию же за благодать, юже ми даруеши. Тобою бо врата райская затворенная паки отверзаются, ад сокрушается, небесная со земными соединяются, оставление грехов даруется. Аз же чадом Божиим и наследником Царствия Небеснаго нарицатися сподобляюся.

О, Кресте Христов, движущихся на мя и борющих страстей море без напасти мимоити устрои, устремляющиеся же на мя волны и бури утиши, мир сотвори, и житие безмятежне ми прейти сподоби. Горесть и болезнь напастей, и бед, и искушения на благость преложи, и умили, и утеши душу мою, падающую унынием и скорбию.

Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте, яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иконография Кийского Креста

Эти иконы писал Богдан Салтанов (также упоминается как Иван Иевлев(ич) Салтанов; ок. 1630–1703 гг.) — придворный художник царя Алексея Михайловича и его преемников, главный мастер Оружейной палаты (с 1686 г.). Автор икон, иллюстраций к рукописям, парсун. По происхождению — армянин, родом из Персии. В России он получает имя Богдан, являющееся буквальным переводом армянского имени Аствацатур (Богом данный).

Кийский Крест Патриарха НиконаИкона «Кийский крест с предстоящими». 1671 год. Слева: император Константин, царь Алексей Михайлович, патриарх Никон. Справа: императрица Елена, царица Мария Ильинична.

 

В картушах и на свитках в руках персонажей иконы представлены тексты общих служб происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня .

В левом картуше — похвала Кресту:
«Крест, хранитель всея вселенныя; Крест, красота Церкве; Крест, царей держава; Крест, во бранех победа; Крест, верных утверждение; Крест, Ангелов слава; Крест, христиан упование; Крест, заблудшим наставник; Крест, труждающимся помощь; Крест, недужным врач; Крест, мертвых воскресение; Крест, бесом язва».

В правом картуше — 2-я стихира на «Господи, воззвах» о явлении Креста в конце времен:
«Да радуется тварь и играет: днесь бо облиста Крест в концех с Небесе, земная просвещая, и совокуплены показа расточенныя. Днесь ликуют с лики Ангельскими человецы: ибо бранящее средоградие Крестом разорено, во едино вся яве совокупи. Тем предсия паче солнца, всю тварь просвещает благодатию, и уясняет и спасает верно того чтущия».

В свитке у Царя Константина: «О Пречестпый Христов Кресте, аз, на небеси видев тя, в веру Христову преложихся. Злондравный враг твой Максентий, во Христа, Сына Божия, не веруя, тобою победится. Аз, видев тя, в воде крещением просветихся. Злондравный же Максентий Неверова…»

В свитке у Царицы Елены: «О Пречестный Христов Кресте, обратило сына моего Константина, аз светом тя Небесным познала и от недр земных советом сына моего Константина своима рукама подъяла во славу святую твою…»

В свитке у Царя Алексея Михайловича: «О Пречестный Кресте, ты Божественная победа, ты соделование нашего спасения, ты верным одоление…»

В свитке у Царицы Марии Ильиничны — тропарь Песни 1-й Канона из службы Происхождения Честных Древ: «Кресту, верных спасению, покланяюся, и тепле облобызаю, и, объемля, вопию: Древо Всеблаженное Христово, душу мою и ум просвети, молюся».

В свитке у Патриарха Никона — тропарь из Песни 7-й Канона: «Яко одушевленну, тебе, припадая, взываю, Кресте мой Пресвятый, ты ми просвети душу, и ум, и слух, и устне, и язык, и дыхание, и очи к путем Царства Христова».

Источник