Доверься Богу, ибо Он заботится о тебе!!!

Рубрики

Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.)

4 ноября, в день празднования Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г., в Российской Федерации отмечается День народного единства.

Праздник установлен в День победы Руси над польскими интервентами в 1612 году. Этот праздник вышел из списка обязательных и государственных после 1917 года. Но сегодня мы вновь возвращаемся к старым традициям. В этот день Православная Церковь прославляет доблестное русское ополчение, спасшее Отчизну и веру православную в тяжкую годину Смутного времени. Но более всего в этот день чтут «Заступницу усердную рода христианского» — Казанскую икону Божией Матери, незримую покровительницу русских людей в час испытаний.

Наши предки все свои достижения, все свои добрые дела приписывали не себе, дабы не возгордиться и не потерпеть крушения, а помощи Божией. И в этом случае история показала, что, казалось бы, в безнадежной ситуации, Заступница рода христианского помогла выбить из Москвы иноземцев. 15 лет в истории России (с 1598 по 1613 г.), названных потом Смутным временем, вместили в себя много событий. Нам сегодня трудно себе представить, что пришлось пережить тогда русским людям.  
16 месяцев (с сентября 1608 г. по январь 1610 г.) длилась осада Троице-Сергиева монастыря. 15 тысяч поляков не могли сломить дух двух с половиной (!) тысяч русских, из которых к последнему штурму 31 июля 1609 г. остался в живых лишь каждый десятый.  
В сентябре 1609 года польский король Сигизмунд осадил Смоленск. Город стойко держался 20 месяцев, хотя из-за страшной цинги его население уменьшилось в 9 раз. В марте 1611 года поляки выжгли Москву до Китай-города и Кремля, где укрылись сами. Убитых и сгоревших москвичей было около 60 тысяч.  
И как всегда, в самых тяжелых жизненных обстоятельствах обратился русский человек к Богу, «чтобы Он пощадил остаток рода христианского». Начался беспримерный религиозный подъем всего народа. Иерархи Русской Церкви, многие из которых погибли от рук поляков, но не предали веру своих отцов, показывали пример служения Родине. Это архиепископы Феоктист Тверской, Иосиф Коломенский, Сергий Смоленский, епископы Галактион Суздальский, Геннадий Псковский, Феодосий Астраханский, преподобные Галактион Вологодский, Евфросин-прозорливец Синозерский, Иринарх-затворник Ростовский и оставшиеся безымянными многие и многие монахи и священнослужители. Духовным руководителем ополчения стал митрополит Кирилл Ростовский.  
Принято называть освободителями и победителями Минина и Пожарского, но мы православные люди, должны видеть и самого главного победоносца, осенённого Божией благодатью. Им, в ту тяжелейшую годину стал московский Патриарх Ермоген. Он открыто и смело выступил против оккупантов. Он отказался выйти и приказать первому ополчению отступить от Москвы. «Что вы мне грозите? – сказал Святейший Патриарх полякам. Я боюсь одного Бога. Если вы уйдёте, то я и им прикажу уйти, разойтись, а иначе прикажу остаться и умереть за веру». 
Поляки заточили его в подземелье Чудова монастыря, подвергли пыткам. Находясь в заточении, патриарх Ермоген написал письмо, которое верные смелые люди смогли отвезти в Нижний Новгород, и это патриаршее послание зажгло сердца людей, и когда Минин бросил клич, Русь встала на борьбу, благодаря призыву Ермогена! Поляки, узнав об этом, перестали кормить заточника. Они, издеваясь, бросали ему сноп сена и немного воды. 17 февраля 1612 года Патриарх Ермоген скончался от голода и холода, приняв на себя мученический венец.  
20 августа 1612 г. русские войска подошли к Москве. «Возглавлял» ополчение чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, обретенный всего 30 лет назад и подаренный Пожарскому казаками. Князь Пожарский дал тогда обет: в случае дарования победы русскому воинству построить храм в честь Казанской иконы Божией Матери и украсить икону драгоценным окладом. И небесная помощь не замедлила явиться — Богоматерь простерла Свой милостивый покров над Русской землей.  
Греческому архиепископу Арсению Елассонскому, которого поляки удерживали в плену в Кремле, явился преподобный Сергий Радонежский и предрек: «Предстательством Богоматери суд об Отечестве нашем преложен на милость — завтра же Москва будет в руках осаждающих, а Россия спасена».  
Эта невероятно-радостная весть проникла в ряды ополченцев. Их сердца преисполнились таким мужеством и отвагой, что на следующий день, 22 октября (4 ноября по новому стилю), с упованием на помощь Заступницы Небесной, русские устремились на поляков — Китай-город был взят! А еще через три дня поляки, потерявшие всякую надежду удержать Кремль, сами сдали его русским. Благодарность русских людей к Заступнице Небесной не знала границ… Была зафиксирована она и в летописи: «Иконою Казанскою Пресвятой Богородицы 22 октября была первовзята круглая башня Китай-города».  
А через три дня, в воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, крестным ходом направились в Кремль, неся Казанскую икону Божией Матери. На Лобном месте крестный ход был встречен вышедшим навстречу из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, «бывшую в плену» у поляков. Так встретились две русские святыни! В Успенском соборе Кремля было совершено богослужение, и все русские люди в сердечной радости воссылали благодарение Богу и Его Пречистой Матери за избавление от бедствий.  
В память столь чудесного заступничества Царицы Небесной было установлено ежегодное празднование Казанской иконы Божией Матери: в день ее обретения — 8 июля (21 июля по н. ст.) и в день избавления Москвы от поляков — 22 октября (4 ноября по н. ст.).  
А слово свое боярин Пожарский сдержал: в 20-х годах XVII в. при его деятельном участии на Красной площади был воздвигнут первый деревянный Казанский храм, куда им собственноручно и была перенесена та самая Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в его усадьбе на Лубянке.  

Мозаичная икона Казанской иконы Божией Матери в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры
У Казанской Божьей Матери  
(Сергей Городецкий, 1915 г.) 
У Казанской Божьей Матери
Тихо теплются огни.
Жены, дочери и матери
К Ней приходят в эти дни.  
И цветы к Ее подножию
Ставят с жаркою мольбой:
«Матерь-Дева, силой Божией
Охрани ушедших в бой.  
Над врагом победу правую
Дай защитникам Руси,
Дай сразиться им со славою
И от смерти их спаси.  
На Кресте Твой Сын Единственный
За любовь Свою страдал,
И Его глагол таинственный
К этим битвам Русь позвал.  
Мы воюем за спасение
Братьев — страждущих славян.
Мы свершим освобождение
Подъяремных русских стран.  
С кем враждует Русь лучистая —
Враг и Сына Твоего.
Дай же, Дева, дай, Пречистая,
Нашей силе торжество!»  
У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд.
Жены, дочери и матери
Перед Ней с мольбой стоят. 
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 4

Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем/ пред пречистым Твоим образом со слезами/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 8
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние:/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание Божией Матери пред иконой Ее Казанской
 

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим образ Твой святый,/ от негоже истекает благодатная помощь// всем, с верою притекающим к нему.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Казанской
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдет и от неверия, ересей и раскола да избавит. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави же и всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси, благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемыя над нами зде на земли, сподобимся и Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

 

Источник