Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Парастас – утешение скорбящим о разлуке

Парастас — последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам, совершаемое на всенощном бдении родительских суббот

Параста́с с греческого языка переводится как «ходатайство» – вечернее заупокойное богослужение, которое отличается от обычного тем, что за ним поются непорочны (118-й псалом «Блажени непорочнии», названный так по его второму слову, выражающему суть всей 17 кафизмы). 

Парастас служится, как правило, в канун поминальных родительских суббот. Все песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. 

Главным звеном Парастаса является 17 кафизма (псалом 118),  которая на вечернях родительских суббот исполняется особым чином. Нередко прихожане задаются вопросом, почему именно 17 кафизма используется на заупокойных богослужениях либо трактуют ее как заупокойный псалом, хотя такое мнение является крайне неверным.

Содержание псалма 118 напоминает нам не о смерти, а обращает мысль, наоборот, к жизни. В нем мы слышим многократные просьбы: живи мя, то есть даруй мне жизнь, подкрепляемые исповеданием, что и до сих пор Господь чрез слово свое оживляет мя, что я — всякий верный закону — жив буду для вечности и жива будет душа моя.

17 кафизма – «это песнь о законе, это исповедание души, восторгающейся Божиим законом, скорбящей о своих отступлениях от него, умоляющей Господа быть милостивым. На заупокойных богослужениях это исповедание от лица усопших. Но и живущие — предстоящие, не желая оставаться только слушателями и свидетелями этого исповедания, прерывают его частыми воззваниями ко Господу и от себя» (Афанасий Сахаров. «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви»). Так, хор параллельно с чтением кафизмы священником непрестанно поет припев: «Спасе, спаси мя» или «Благословен еси Господи».

Смысл и значение 118 псалма «Блажени непорочнии» раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя». Толковая Библия под редакцией А. П. Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: «Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовкой к загробной, и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е. загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь — довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии».

Таким образом, 17 кафизма для усопших является подтверждением их надежды на ВОСКРЕСЕНИЕ И ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ, а для нас – живых и скорбящих о разлуке – УТЕШЕНИЕМ, поскольку разлука обязательно окончиться ВОСКРЕСЕНИЕМ.

 

Источник