Не отказываться от преходящего
Любовь к Богу предполагает любовь к ближним, чтобы, готовя себя для непреходящего Царствия Небесного, не отказывались мы от преходящей жизни на земле, чтобы верой в бессмертную душу не отвергли заботу о своем историческом бытии [1].
Человек — и тело, и душа
Истина, что человек — существо двойственное, тело и душа, ясно высказана и в Ветхом, и в Новом Завете: «не много Ты умалил его пред ангелами» [2]. А несравнимо выше он самых высших земных творений, с которыми у него схожие отдельные органы и инстинкты, ибо, в то время как эти творения возникли по роду их [3], человек сотворен «по образу и подобию» [4] Божию.
А это выходит и по слову Христову: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» [5]. Христос не проповедует народу только духовные истины, но питает голодных, исцеляет больных, и так же поступает и святой апостол Павел [6], и все святые на протяжении веков. Поэтому обязанность человека в том, чтобы поддерживать свою телесную жизнь, заботиться о пище, одежде, чтобы было, где преклонить голову. А также и о духовной пище — слове Божьем, и одежде, которая есть «праведность святых» [7].
Конечно, нужно видеть в этих поступках выражения христианской любви, милосердия и человечности, а не политику и не жажду людской хвалы! [8]
НАКОРМИТЬ И ТЕЛО, И ДУШУ
У тела есть свои потребности, но мы не должны давать ему больше того, что ему действительно положено, ибо, если сделаем это, тогда, значит, отнимем от души, а ей не стоило бы давать меньше того, что ей принадлежит [9].
РАДИ ТЕЛА НЕ ПОГУБИМ ДУШУ
Важно, чтобы не погубили мы душу ради интересов тела. И в этой жизни, на этом свете, все, что делаем, будем делать во славу Божью. Как говорит апостол Павел: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» [10], [11].
ТЕЛО СМЕРТНО, ДУША БЕССМЕРТНА
Никогда не забудем, что мы не только тела, но и души. Что тело смертно, а душа бессмертна [12].
ЧЕЛОВЕК — И ЗЕМНОЙ, И НЕБЕСНЫЙ
Святость и для народа, и для Церкви не какая-то закрытость в себе самом, без какого-либо интереса к спасению и благу других людей, не пренебрежение телом и заботой о нем. Святой человек знает, что он — существо двойственное, не только тело, как прочие земные творения, не только духовное, как ангелы на небе, но — и тело и душа, и земной и небесный. Истинно духовный человек знает, как давать телу то, что ему положено, и сколько ему положено, а душе давать то, что принадлежит ей, и сколько принадлежит ей. Точно так же знает он, как кесарю давать кесарево — не больше, а Богу Божье — не меньше [13].
СВЯТОЙ ЧЕЛОВЕК
Святой человек — это человек подлинный и полный, любезный Богу и полезный людям. Вся совокупная его деятельность является выражением его целостной личности. Он — житель этого мира, но и тот, кто в этом мире готовится быть жителем Царствия Небесного. Цель своего бытования в мире он обозначает так: «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» [14], земные — да станем небесными, сыны человеческие — да станем сынами Божьими [15].
ПИЩА ДЛЯ ДУШИ
Человек — существо не только телесное и земное, но еще и духовное. Необходима ему пища и для души, а знаем мы, что это слово и наука Божьи. По этой науке знаем мы, кто мы, зачем мы в этом мире, какой смысл и у этих несчастий и тягот, что нас постигают, и, конечно, знаем то, что будет, когда придет смерть. Телу, знаем мы, надлежит отойти в землю и истлеть, тогда как душа бессмертна и отходит она в Царствие Небесное, в блаженство Царствия этого, если заслужит, или в муку вечную [16].
КОГДА ВРЕМЕННОЕ ПРЕВОСХОДИТ ВЕЧНОЕ
Когда в вечные принципы евангельские привносится человеческое, политическое, временное и когда все это превосходит вечное, тогда доходим мы до беды. Откровенно говоря, это и случилось с нами с разделением 1054 года, после которого нет больше единства между христианами Востока и Запада [17].
ОДНА ДУША ДРАГОЦЕННЕЕ ВСЕГО МИРА
Весь мир не стоит столько, сколько одна-единственная душа, одного человека [18].
БЕРЕГИТЕ ДУШИ СВОИ
Бдите, следовательно, и берегите души свои, как от проповедников ложной веры, так и от жизни, что не по правой вере [19].
ОПАСНОСТИ ПУСТОЙ ДУШИ
В пустую посуду легко влить все что угодно. Так же и в случае с нашими душами [20].
ПУСТЫНЯ СМЕРТИ В ПУСТОЙ ДУШЕ
Тот, у кого нет веры, несет в себе пустыню и, пройдя пустыней жизни, попадает в пустыню смерти [21].
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Вступительное слово для книги Задужбине Косова — споменици и знаменьа српског народа, Призрен — Београд, 1987.
[2] Пс. 8:6.
[3] См.: Быт. 1:21—25.
[4] Быт. 1:26.
[5] Мф. 4:4.
[6] См.: 1 Кор. 16:1-3.
[7] Откр. 19:8.
[8] Наставление в календаре Сербской православной патриархии Црква на високосный 2004 г.
[9] Интервью для газеты Политика, 18 апреля 1993 г.; беседовала Мирьяна Кубурович.
[10] 1 Кор. 10:31.
[11] Интервью для сербской ежедневной газеты Вести, Франкфурт, 15 декабря 1998 г.; беседовала Радмила Лончар.
[12] Речь на освящении ставропигиального монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Нью-Карлай- ле, штат Индиана (США), на Духов день, 19 июня 1994 г.; Гласник СПЦ, № 8, август 1994 г.
[13] Интервью для журнала НИН, 3 января 1992 г.; беседовал Мило Глигориевич.
[14] 1 Кор. 15:33.
[15] Там же.
[16] Интервью для газеты Данас, 5—7 января 2002 г.; беседовала Елена Тасич.
[17] Интервью для газет Ho6jeda, Подгорица, и Борба, Белград, 31 декабря 1992 г.; беседовал Никола Иванович.
[18] Беседа в храме Св. Спиридона в Триесте, в марте 1999 г.; Православие, 1-15 апреля 1999 г.
[19] Послание верным Сербской Православной Церкви в первый день Великого поста; Православие, 1 марта 1999 г.
[20] Интервью для журнала Вива, январь 1997 г.
[21] Предостережение, которое часто высказывал патриарх Павел; свидетельство протоиерея-ставрофора Ратко Савича; Геополитика, Белград, 1 апреля 2010 г.
Источник: Янич Йован. Павел, Патриарх Сербский. «Будем людьми!»: Жизнь и слово Патриарха Павла / Йован Янич; пер. с сербск. П.Е. и Н.В.Лукиных. – М.: Эксмо, 2014.