Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Проповеди

Протоиерей Михаил Браверман: свет и слепота духовная.Евангельская история в проповеди

А когда Иисус шел оттуда, за Ним шли двое слепых, крича Ему: 
«Смилуйся над нами, Иисус, Сын Давидов!» Когда же Он пришел домой, слепые приблизились к Нему. И говорит им Иисус: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» 
Они говорят Ему: «Да, Господи!» Тогда Он прикоснулся к их глазам, говоря: 
«Да будет по вере вашей!» И открылись у них глаза.

А Иисус строго повелел им: 
«Смотрите, чтобы никто не узнал об этом». Но они, уйдя, разнесли слух о Нем по всей земле той. И как раз они уходили, как привели к Нему человека, страдавшего немотой и одержимого бесом; и когда бес был изгнан, немой заговорил. И дивился народ, говоря: 
«Никогда ещё не было видано такого во Израиле!» 
Но фарисеи говорили: 
«Действием князя бесов изгоняет Он бесов». И обходил Иисус все города и селения, уча в местных синагогах, возвещая Благовестие Царства и исцеляя всякий недуг и всякую немощь.

(Мт. 9, 27-35) 
Синодальный перевод
Благовествуя Царство Божие, Господь Иисус Христос учил «не как книжники и фарисеи, но как власть имеющий». И Свое слово Господь подтверждал явлением Своей силы, именно так – «силами», а также «знамениями» названы в греческом тексте Евангелия совершенные Господом исцеления.

О чем же говорят чудеса Христовы именно как «знамения» — знаки? О том, что Христос есть Врач душ и телес, о том, что дана Ему всякая власть на небесах и на земле, и о том, что болезнь и смерть выражают несовершенство мира, а Христос приходит восстановить в Себе искаженный миропорядок.

Апостол Иоанн Богослов говорит о том, что Христос совершил столько чудес, что если бы их можно описать, то весь мир не смог бы вместить написанных книг. Таким образом, Евангелие говорит не обо всех чудесах, и, что самое главное, никогда в Евангелии не сказано о чуде ради него самого, чудо всегда являет Господа в Его отношении к миру и человеку, а также показывает то, как отвечает человек на Божие милосердие. У евангелиста Матфея некоторые чудеса Господа систематизированы и составляют целую часть текста, которая идет следом за сводом учения – Нагорной проповедью, и завершающими чудесами здесь выступают два исцеления – двух слепых и бесноватого немого.

Два человека следуют за Господом и взывают к Нему: «Помилуй нас, Иисусе, Сыне Давидов!» «Помилуй» — слово, достойное Спасителя, а именование Иисуса «Сыном Давидовым» равносильно признанию Его Христом, ведь, согласно пророчествам, именно из рода Давида царя должен был прийти Христос. Позже, уже в доме, Христос спрашивает слепцов: «Веруете ли, что могу это сотворить?» И слепцы, дав утвердительный ответ, получают просимое. Мы видим, что евангельскому исцелению всегда сопутствует вера, именно по вере получает человек дар исцеления, потому что без веры просто невозможно встретить Бога. И Сам Господь постоянно говорит об этом. «Не бойся, только веруй», — говорит Он отцу, прежде чем воскресить его дочь; «Дерзай, дочь, вера твоя спасла тебя», — говорит исцеленной женщине. И сейчас, исцеляя слепых, говорит им: «По вере вашей да будет вам». Затем Господь исцеляет немого, и тот начинает говорить. И как же реагируют люди? Прозревшие, хоть им и сказано молчать о произошедшем, не могут удержаться, чтобы не славословить Того, Кто сотворил с ними милость, так же и народ, удивляясь, восклицает: «Никогда не было такого в Израиле!» А вот фарисеи говорят совсем другое: «Он изгоняет бесы силою князя бесовского».

Христос для неверующих в Него есть «камень преткновения и соблазна», и камнем преткновения являются и Его дела – чудеса. Можно признавать историческое бытие Христа и в то же время считать повествование о чудесах мифом. Сравнительно недавно, в начале XX века, святой праведный Иоанн Кронштадский совершал такие чудеса, такие исцеления, которые нельзя было игнорировать, но и тогда люди, не желающие принять Христа, объясняли совершаемое отцом Иоанном психологическим фактором — силою внушения. А вот древние фарисеи, чтобы не веровать в Иисуса, обвиняют Его в немыслимом – в том, что Он служит начальнику сил тьмы. И, не принимая дел Христа, его противники не принимают Его учения, и, не принимая Христа, фарисеи отказываются от Того, Кто послал Христа в мир, – отказываются от Бога Отца. И значит фарисеи, как и все те, кто сознательно не принимает Христа, оказываются духовно слепыми и духовно немыми: не обладая ведением Бога, они не могут призвать Его в молитве.

Однажды, исцелив слепорожденного, Господь сказал, что Он пришел в этот мир на суд: «Чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин.9.39). При этом фарисеи, считавшие себя праведными знатоками Божественной воли, с недоверием спрашивали: «Неужели и мы слепы?» И Господь отвечал: «Поскольку вы утверждаете, что видите, грех ваш остается на вас».

Протоиерей Михаил Браверман: свет и слепота духовная.Евангельская история в проповеди

«Бог есть свет, в котором нет никакой тьмы», и поэтому когда человек направляет свою жизнь к Богу, то в свете Евангелия, в свете Божественной правды человек неминуемо видит себя грешником. Человек видит себя духовно бедным, нуждающимся и в помощи, и исцелении. И, направляясь ко Христу, человек начинает прозревать, начинает приобретать правильное представление о Боге, мире и человеке. И без Христа, Который есть истинный Бог, ставший подлинным человеком, Бог, Который посетил наш мир, Бог, Который соединяет Себе человека в Церкви и Ее Таинствах, невозможно не быть духовно слепым, потому что только Он есть «Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир».

Аминь.