Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

«Встань, девица». Смерть как сон. Из книги протоиерея Михаила Бравермана «Евангельская история в проповеди».

953545838И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И ска-зал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне не-кто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, ус-лышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасе-на будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачь-те; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем

(Лк. 8:41–56). Синодальный перевод

Смерть, как понимает ее Церковь, есть разлучение души и тела, и об этом Священное Писание говорит так: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Тело чело-века (его физическая природа), согласно Библии, было сотворено из материи – праха земного, а дыхание жиз-ни в человеке – от Бога Творца, и вот в смерти цельный человек разрушается. Но изначально человек был и не смертным, и не бессмертным. Мы видим в Библии, что первый человек был в общении с Богом: Адам говорил с Богом в раю, и через богообщение человек должен был по дару любви получить то, чем Бог обладает по при-роде, – стать причастником Вечной Жизни Бога. Но в грехопадении человек изменил своему призванию – он потерял Бога и, потеряв источник своей жизни, стал смертным. Образовался такой узел из греха, болезни и смерти, который разрубить своими силами человек уже не мог. И вот, воплотившись – став человеком, прихо-дит в этот мир Сын Божий. Он, по слову пророка Исаии, «взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53:4). Он, будучи Безгрешным, стал Жертвой за грехи всего мира, и Он, будучи Бессмертным, умер на Кресте, для того чтобы не смерть, а воскресение стало конечным словом о человеке.

Исцеление от смерти сокрыто для нас во Христе Спасителе, но в рамках видимого мира все остается по-прежнему: смерть собирает урожай, и болезни не щадят ни старых, ни молодых. Но ведь это уже вопрос веры. И если мы верим во Христа Распятого и Воскресшего, то мы знаем, что воскреснем для вечной жизни, верим словам Христа Бога нашего, сказавшего, что Он воскресит нас.

И Господь, еще прежде чем Он умрет и воскреснет, показывает в Своих знамениях, что Он повелевает стихиями, изгоняет бесноватых, исцеляет больных, прощает грехи.

Евангелие описывает три случая возвращения к жизни уже умерших: это воскресение Лазаря, сына наинской вдовы и дочери Иаира. Начальник синагоги на-ходит Спасителя и, упав к Его ногам, молит, чтобы Он пришел к его двенадцатилетней умирающей дочери и возложил на нее руку, и тогда, верит отец, дочь исцелеет. Господь сразу откликается и идет через город – через Капернаум, и попутно происходит исцеление, которое интересно тем, что осуществляется как бы помимо воли Самого Господа – по вере женщины, страдавшей кровотечением двенадцать лет. Судя по всему, проблемы, связанные с медициной, тогда были такими же, как и сегодня. И если Марк пишет, что женщина «много по-терпела от многих врачей» (Мк. 5:26), то Лука, сам, согласно Преданию, врач, сообщает лишь, что она «потратила на них все имение», но так и не получила никакой пользы. Эта женщина подумала, что получит исцеление, если только прикоснется к одежде Спасителя. Между тем, в то время и в том месте она считалась ритуально нечистой, ей нельзя было прикоснуться к Учителю. Но Господь нисколько не осуждает ее, а, наоборот, одобряет: «Дерзай, дочь, вера твоя спасла тебя, иди с миром».

Еще на пути отец получил весть, что его дочь умерла. В эту страшную минуту Господь поддерживает человека, Он говорит: «Не бойся, только веруй».

И вот Господь входит в дом где царит плачь и рыдание. И когда Спаситель произнес, что девочка спит, то над Ним лишь посмеялись, а Он, взяв отца и мать девоч-ки, а также учеников – Петра, Иакова с Иоанном (они же будут с Учителем на Фаворе в день Преображения), ото-слал всех остальных и одним Своим повелением возвратил девочку к жизни. Свидетель воскрешения девочки, апостол Петр, впоследствии часто рассказывал о нем первым христианам, он и передал те слова, которы-ми Господь совершил это поразившее всех чудо и которые отпечатались в памяти евангелиста Марка, записавшего благовестие со слов Петра. «Талифа куми, – сказал тогда Господь. – Тебе говорю, девица, встань!» И девочка встала, и, как пишет Лука, «сразу стала ходить, ибо была лет двенадцати». То есть в силу своего малолетства она даже не поняла, что с ней произошло нечто совсем необычное, а как будто просто пробудилась от самого обыкновенного сна.

Все три упомянутые в Евангелии совершенные Христом воскрешения являются знамениями Его тридневного Воскресения, после которого смерть не просто участь всех живущих, но преддверие воскресения, и значит, смерть, по слову святителя Иоанна Златоустого, «не более чем сон».

Аминь.

Протоиерей Михаил Браверман