Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Досуговая деятельность у подростков как проявление социальной активности

Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Особенно это актуально по отношению к подросткам, так как свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.

Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им нередко приводит детей к социальным проблемам и формированию у них противоправного поведения. Организация культурно-досуговой деятельности подростков заслуживает пристального внимания уже лишь потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности.

Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение в процессе социально-значимой деятельности. Научение подростков умениям и навыкам самоорганизации – важная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Однако даже знание видов и продолжительности занятий подростка в свободное время еще ничего не говорит о рациональном, разумном их выборе при организации собственного досуга. Для того чтобы деятельность подростка во время досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению криминогенных ситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения подростками навыками самоорганизации. Досуг подростков, как уже было замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, молодые люди часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования досуга, подростки, тем не менее, ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми.

Отсюда, с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга, подростки более охотно перенимают от взрослых их модели его заполнения, причем не всегда положительные и соответствующие уровню их физического и психического развития. С другой, предлагаемые взрослыми общественные формы досуга нередко не отвечают потребностям и интересам личности подростка, что порождает пассивность в процессе приобщения к духовным ценностям. Существует противоречие между потребностями подростков использовать свой досуг как сферу самореализации, полноценного общения, активного проявления самостоятельности и неумением реализовать себя в досуге в силу серьезных недостатков в организации со стороны взрослых и недостаточностью создания условий и среды для научения подростков азам досуговой деятельности. Школа, клубы, другие внешкольные досуговые объединения в результате отсутствия координации в осуществлении воспитания "человека культуры" и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни подрастающего поколения, не реализуют в полной мере свои объективные возможности по формированию культуры досуга.

В то же время рационально организованный досуг как сфера в наибольшей степени адекватная целевым установкам и природе подросткового возраста существенно расширит объективные возможности социально значимого самоутверждения подростков, если данный процесс реализуется через творческое самовыражение, осуществляемое в условиях педагогически направленного формирования умений и навыков самоорганизации досуга, стимулирования проявления инициативы, раскрытия потенциальных возможностей и способностей личности в рамках социально-ориентированной деятельности.

Сказанное выше говорит в пользу актуальности нашего исследования, предметом которого стала мотивационно-потребностная сфера подростков как фактор, способствующий организации досуга.

Цель исследования: изучение личностных и мотивационных детерминант досуговой деятельности у подростков с разным уровнем социальной ответственности.

Методы исследования

Изучение роли личностных и ситуационных факторов в формировании социальной активности: авторская анкета, направленная на оценку мотивации несовершеннолетних. Методы изучения ситуационных детерминант социальной активности: метод самоотчетов и тест цветовых метафор И.Л.Соломина (в авторской модификации). Методы изучения личностных особенностей людей (16-факторный личностный опросник Р. Кеттела (форма С), методика изучения ценностей личности Ш. Шварца).

Обработка результатов проводилась при помощи статистического пакета SPSS, версии 15.

Для решения задач настоящего исследования была проанализи­рована специальная литература по проблематике исследования и проведено обследование 126 подростков. 1 группа – 65 подростков с делинквентным типом поведения, состоящих на учете в ОДН УВД и имеющих строгую направленность на удовлетворение гедонистической установки; 2 группа – 61 подросток, обучающиеся в СПбГИПСР.

Результаты исследования

Согласно полученным данным, для большинства подростков, обучающихся в СПбГИПСР, свойственен процессуально-содержательный тип мотивации. Подростку нравится заниматься досуговой деятельностью, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание досуговой деятельности. Действие других социальных и личностных мотивов может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней. В личностной сфере, для них типична: адекватная самооценка (сформированная у подростка «Я-концепцию», а также определение своего положения в социуме в фокусе постоянного развития и саморазвития), устойчивая, сформированная установка на общечеловеческие ценности и социально-нравственные мотивы поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных социальных общностей, социальная мобильность (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств), креативность (проявляется в творческой направленности, стремлении к созиданию нового, развитию творческих умений), коммуникативность (положительный эмоциональный настрой в процессе взаимодействия с другими людьми, толерантность, эмпатийность общения), саморегуляция поведения (осмысление норм поведения и её коррекция).

Характерной тенденцией для подростков с делинквентным типом поведения, состоящих на учете в ОДН УВД, является перманентная активация состояния повышенной потребности в удовлетворении экстринсивных (внешних) мотивов – такая группа мотивов, в которой побуждающие факторы лежат вне деятельности. Таким образом, активация деятельности исследуемых лиц осуществляется не содержанием, не процессом деятельности, а факторами, которые непосредственно с ней не связаны (например, престиж или материальные факторы). Для подростков свойственна существенная невостребованность культурно-развивающего потенциала социокультурной сферы, что в свою очередь обусловлено: низким уровнем социально-значимой мотивационной направленности, отсутствием умений и навыков самоорганизации, направленной на позитивно-значимое самоутверждение и творческое самовыражение; низкой значимостью ценностей «универсализма», «достижения», «безопасности», организованности и только вербальные заявления о потребности в упорядоченном досуге. Им чуждо как стремление к личному успеху, безопасности, так и действия, направленные на повышение благополучия других людей.

При помощи факторного анализа удалось выявить семантическую структуру функционального состояния мотивационной активности исследуемых лиц (табл. 1).

Таблица 1

Функциональное состояния мотивационной активности и ее проявление в поведении у подростков первой и второй групп

Структурные компоненты функционального состояния:

М±σ

Первая группа

(n=65)

Вторая группа

(n=61)

— интеллект

— самоконтроль

— саморегуляция

— креативность

— адекватная самооценка

0,12±0,91**

-0,18±0,06*

-0,19±0,66***

0,11±0,03*

0,09±0,13*

0,18±0,63

0,25±0,73

0,17±0,47

0,21±0,41

0,22±0,45

Примечание: М – среднее арифметическое; σ – стандартное отклонение *p≤0,10; **p≤0,05; ***p≤0,01; ****p≤0,001 (t-критерий Стъюдента)

Выяснилось, что на процесс включения подростка в систему общественных отношений, влияющих на формирование функционального состояния, с помощью которого происходит опредмечивание потребности – формирование мотива и выбор активной, в том числе и досуговой деятельности, оказывают влияние следующие компоненты:

Когнитивный компонент связан с формированием у подростка целостной картины мира, осознанием своих социальных функций, приобретением знаний и умений социальных отношений для функционирования в социуме.

Мотивационно-ценностный компонент характеризуется: сформированностью ценностных представлений, умением делать нравственный выбор. Он включает в себя формирование потребностей, ценностных ориентаций, мотивов, принимаемых личностью и определяющих отношение личности к процессу социокультурной деятельности.

Деятельностно-творческий компонент определён: творческим подходом к деятельности, наличием навыков распределения и организации деятельности, адекватной оценкой собственной деятельности и деятельности сверстников, характером совместной деятельности. Данный компонент включает многообразие видов социально-значимой деятельности и социальных действий, которые осуществляет конкретная личность.

Рефлексивно-оценочный компонент характеризуется совокупностью знаний, умений, качеств, позволяющих осуществлять анализ и рефлексию, оценку и самооценку социокультурной деятельности и социальной активности.

Корреляционный анализ социально-психологических характеристик и состояний отрицательной досуговой мотивации позволил выявить особенности процессов активности и разделить их на группы: ориентация на себя – ориентация на других; индивидуалистическая мотивация – (гуманистическая, альтруистическая (бескорыстная) и установить их связь с феноменом досуговой деятельности. На актуализацию конкретного мотива также значительно сказывается влияние уровень интеллектуального развития, волевая характеристика личности подростка, социально-экономической ситуации, нравственной культуры конкретной личности, тревожность и существующая у личности система ценностей (рис. 1).

clip_image001

Рисунок 1. Связь досуговой деятельности с социально-психологическими факторами

Роль системы ценностей в том, что они выступают для подростка фактором, специализирующим определенный поиск путей реализации индивидуальных целей и определяют типичный для общества индивидуальный выбор.

Заключение

Таким образом, у подростков потребность в досуговой деятельности тесно переплетена и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна, причем её положение на иерархической лестнице потребностей, предполагает временную отложенность её удовлетворения, так как потребности в досуговой деятельности пермиссионно связаны с социально-экономическими факторами и нравственными ценностями подростка. Движение вверх по уровням потребностей сопровождается процессом их удовлетворения у подростка, а движение вниз – его фрустрацией – процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность, таким образом, у подростков с явлениями социальной дезадаптации, организация досуга не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, но и превращается в криминогенный фактор для подростков.

Выводы

1. Досуговая деятельность имеет непосредственную связь с типом личностной ориентации, системой ценностей, которая в свою очередь, опосредует влияние уровня социально-экономического благополучия и показателя развития нравственно-культурной составляющей личности подростка. Это отражается в обесценивании делинквентными подростками досуговой деятельности и приписывании ей большего числа негативных характеристик, акцентировании внимания на принудительном характере досуга и его отрицательных последствиях. Что обусловлено низким уровнем социально-экономического обеспечения и неразвитой у них нравственной составляющей личности.

2. В проведенном исследовании подтвердилось предположение о том, что семантическая структура функционального состояния мотивационной активности подростков в значительной степени зависит от таких личностных проявлений как: интеллект, самоконтроль, саморегуляция, креативность, адекватная самооценка, причем значительное влияние на достоверность различий оказывает делинквентная специфика личностной направленности.

3. Досуг, как сфера в наибольшей степени адекватная целевым установкам и природе подросткового возраста, существенно расширит объективные возможности социально значимого самоутверждения подростков, если данный процесс реализуется через творческое самовыражение, осуществляемое в условиях педагогически направленного формирования умений и навыков самоорганизации досуга, стимулирования проявления инициативы, раскрытия потенциальных возможностей и способностей личности в рамках социально-ориентированной деятельности.

4. Основными принципами, отражающими педагогическую сущность досуга и способствующими успешности процессов социально значимого самоутверждения и творческого самовыражения подростков с процессе социально-приемлемой деятельности должны являться следующие:

— принцип субъект-субъектного взаимодействия участников и организаторов культурно-досуговой деятельности, ориентирующий на диалогизацию их отношений, сотрудничество и сотворчество в постановке целей деятельности, выборе форм и средств реализации поставленных задач, преодолении трудностей и удовлетворении от полученного результата;

— принцип развития инициативы и самодеятельности подростков, обеспечивающий реализацию процесса их самоутверждения и самовыражения в культурно-досуговой деятельности;

— принцип целостности педагогического сопровождения процессов самоутверждения и самовыражения личности подростка, предопределяющий единство всех уровней его реализации, их взаимодействия и учета специфики каждого уровня;

— принцип дифференцированного подхода, учитывающий половозрастные особенности самоутверждения и самовыражения подростков, ориентирующий на отношение к личности участника культурно-досуговой деятельности как самоценности, обладающей неповторимым своеобразием склонностей и задатков, способной к реализации в жизни заложенного творческого потенциала;

— принцип комплексного использования функций культурно-досуговой деятельности в процессе самоутверждения и самовыражения личности подростка.

СП “Новое поколение”