Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Христианская экология

Экологические проблемы России

На рубеже XIX-XX веков, законы, регулирующие природопользование в нашей стране входили в своды иных прав – земельного, административного и пр. Многие вопросы, связанные с охраной угодий находились в ведении земского самоуправления. В рамках существующий научных воззрений и правовых отношений тех лет взаимодействию человека и природы уделялось достаточно серьезное значение.

Зарождение современного экологического кризиса началось во времена так называемой «догоняющей модернизации», когда Россия стремилась догнать Запад. Власти пытались превратить Россию в процветающую страну путем пересадки науки и технологий Запада на российскую почву. При этом воздействие от развития промышленности на природные ресурсы страны еще не могло быть учтено – подобные оценки сформировались позднее. Не принималось во внимание и то, что ценности культур Запада и России были разными. Советской Россией был взят курс на использование природных богатств во благо человека без заботы об охране природы.

К началу 20-х годов прошлого века на территории страны преобладал крестьянский уклад жизни. Серьезные изменения начались с введением плана ГОЭЛРО. Строительство электростанций, их энергия, как физическая, так и «идеологическая» сыграли определяющую роль для последующей урбанизации громадных пространств. Очаговые воздействия в бассейне Днепра, Волхова, гибель тульских черноземов, мещерских болот Подмосковья носили локальный характер, однако строительство цепочек гидротехнических сооружений и образование ряда водохранилищ «перекроили» распределение естественного речного стока. Во многом благодаря волжской воде Москва стала в XX веке мегаполисом, оказывающим огромное негативное влияние на природу.

В начале 30-х годов экономико-политическая ситуация обусловила начало массовых лесозаготовок на севере Европейской части России. Ручные вырубки были выборочными, но за десятилетие их объем был удвоен. Отсутствие техники и дорог создавало необходимость рубок вдоль рек. Последствия – уменьшение лесной продуктивности, сокращение биоразнообразия, нарушение гидрологического режима и качества вод. Органы управления природными ресурсами постепенно утрачивали свое значение, приобретая совещательный статус при структурах иного профиля. Региональные и отраслевые экономические программы в СССР разрабатывались без учета экологического фактора. Среди реализованных программ можно назвать освоение целины в Казахстане и в Сибири, орошение земель Приаралья, создание каскада ГЭС на Волге. Их внедрение привело к тяжелым последствиям для окружающей среды, а кратковременные выгоды не могли покрыть дальнейшего экономического и социального ущерба.

Управление природопользованием и природоохрана в России приобрели черты целостной системы только с конца 80-х годов прошлого века. В Конституции Российской Федерации 1993 года были закреплены права граждан на «благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В 1994-1996 году Указами Президента были закреплены основные положения Концепции устойчивого развития. Она предусматривала «последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей». В последнее десятилетие XX века были разработаны основы федерального экологического законодательства: Водный, Земельный, Лесной кодексы, федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О животном мире», «Об охраняемых природных территориях», «О недрах», «Об экологической экспертизе» и пр., а также множество подзаконных актов. Подобным образом было сформировано экологическое законодательство субъектов РФ. Созданное в 1991 году Министерство по охране окружающей среды имело значительное влияние и широкие полномочия. Однако в соответствии с Указом Президента «О структуре федеральных органов власти» в 2000 году была проведена масштабная реорганизация; государственный экологический контроль был существенно ослаблен, а главной функцией вновь созданного Министерства природных ресурсов стало природопользование. Не успев обрести интенцию к экологическим вопросам, государственное управление было «деэкологизировано». Еще одним большим документом, определяющим экологическую политику страны, стала Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная Распоряжением Правительства РФ. Она «определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период» однако нормативного характера не носит. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года» Утверждены Президентом РФ 30 апреля 2012 года. Документ, подготовленный МПР России, определяет стратегическую цель и основные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации.

Сегодня Россия — одна из стран, определяющих состояние природной среды в мире, как по запасам природных ресурсов, так и по степени воздействия на экосферу планеты. Охраняемые природные территории, уникальные экосистемы: озеро Байкал, вулканы Камчатки, горы Алтая, леса Сибири и пр., а также редкие виды растений и животных являются мировым достоянием. Являясь одним из первых претендентов на получение «глобальных экологических компенсаций» со стороны мирового сообщества, Россия принимает активное участие во многих международных программах: по сохранению биоразнообразия, предотвращению потепления климата, загрязнения вод мирового океана и пр.

Экологические проблемы России

Как страна с переходной экономикой, в конце XX – начале XXI веков Россия испытала значительные трудности, встраиваясь в мировую экономическую систему.  

Земельный фонд России один из самых больших в мире, и включает более половины незатронутых земель Евразии. Невысокая продуктивность окупается большой посевной площадью. Однако использование земель снижается. Экстенсивное развитие земледелия ухудшает ситуацию в традиционных сельских районах страны. Из-за эрозии, подтопления, засоления продолжается потеря южных черноземов. Идет уменьшение естественного плодородия в центральном и восточно-сибирском регионах. Чрезвычайно низка и урожайность на освоенных целинных землях. Сельскохозяйственные земли изымаются под не аграрные виды деятельности. Рост городов стимулирует отток трудоспособного сельского населения, и в деревнях остаются одни старики. Это – последний удар по традиционной русской деревне после коллективизации и войны. В конце прошлого века упадок сельского хозяйства наблюдался во всех регионах России. Однако в первом десятилетии XXI века началось очаговое развитие крупных и средних хозяйств, обусловленное внедрением технологий в отрасли и общим ростом благосостояния населения. Большое значение для России на пороге XXI века приобретает разработка и принятие долгосрочной (до 2015 г.) программы развития земельных преобразований, охраны и эффективного использования земли.

Россия располагает огромным запасом поверхностных и подземных вод. Однако бассейны рек Европейской части и юга России, где сосредоточена большая часть хозяйственного потенциала, испытывают значительную техногенную нагрузку. Это касается и внутренних морей. Однако главный недостаток российских водных ресурсов – их неравномерное распределение по территории страны, не согласующееся с реальными потребностями в пресной воде – сохранился. Во многих регионах России имеются серьезные проблемы с водообеспечением из-за высокой степени загрязнения. Качество воды большинства водных объектов не соответствует нормативам из-за увеличения сбросов промышленных стоков. Загрязнение Волги, Оби, Дона, Амура, Северной Двины, Урала, Уфы, Белой, Иртыша, Тобола, Невы, достигло беспрецедентных масштабов. В критическом состоянии находится действующая система водоснабжения большинства городов. Нерациональное использование воды приносит огромный ущерб. Экономии препятствуют действующие технологии и низкая плата за водопользование в стране.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха остается высоким, как из-за собственных источников выбросов и превышения ПДК, так и из-за аэрогенного переноса из стран ближнего зарубежья. Регионы с высоким уровнем загрязнения атмосферы: Московская (Москва, Мытищи), Иркутская (Ангарск, Братск, Зима, Усолье-Сибирское, Шелехов), Кемеровская (Кемерово, Новокузнецк), Омская области, Хабаровский и Красноярский край. Постепенное потепление климата приводит к усугублению парникового эффекта.

Биоресурсы России большей частью представлены лесным фондом, который образует почти 1/5 часть мировых запасов леса. Кроме ресурсных функций лес имеет огромное климатическое, санитарно-гигиеническое и рекреационное значение. Огромные лесные площади на Северо-востоке страны – леса Коми, Архангельской области, Сибири и Дальнего Востока являются местами сохранения видового и генетического разнообразия флоры и фауны. За последние 100 лет Россия потеряла четверть своих лесов. Лесные площади ежегодно сокращаются за счет вырубок, повреждений вредителями и индустриальных загрязнений. Большой вред наносят браконьерство, уничтожение редких видов местным населением. Уровень хозяйственного освоения лесов до сих пор остается крайне низким. По отношению к уровню 2000 г. общий объем лесовосстановления в целом по России снизился на 540 тыс. га. В Прикаспийском регионе сохраняется реальная угроза распространения процесса опустынивания, особенно на территории Калмыкии, в Ставропольском крае и Ростовской области. Не решаются проблемы сохранения растительности тундры, занимающей около трети территории Российской Федерации. В городах уровень обеспеченности зелеными насаждениями на душу населения не соответствует принятым нормам. В период с 2000 по 2011 г. перечень животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, увеличился в 1,6 раза.

Для сохранения природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное и иное значение, на территории России более 80 лет назад была создана система особо охраняемых природных территорий (ООПТ), охватывающая все природные зоны. Часть ООПТ включена в Список объектов Всемирного Природного Наследия, имеет тот или иной мировой статус. При увеличении за последние два десятилетия общего количества ООПТ, их статус по большей части существует лишь на бумаге, режим охраны не соблюдается. Финансирование из федерального и региональных бюджетов уходит на содержание штата чиновников, а не поддержку и развитие территорий.

Огромное влияние на состояние окружающей среды оказывают радиоактивное, электромагнитное, шумовое загрязнения, а также свалки отходов производства и потребления. Зоны радиоактивного загрязнения – Чернобыльская зона, Свердловская, Челябинская и Курганская области; Новая Земля, где с 1955 года проводились испытания ядерного оружия. Основной проблемой России является низкий уровень переработки и обезвреживания отходов. Гигантские свалки отравляют воздух почву, поверхностные и подземные воды. Чрезвычайные ситуации техногенного характера – промышленные и транспортные аварии, пожары, взрывы представляют экологическую угрозу. Среди районов пострадавших от неправильной хозяйственной деятельности можно назвать Азовское море и Приазовье, Арал и Приаралье, озера Байкал и Ладога в районе строительства целлюлозно-бумажного комбината, Невскую губу и Балтийское море, Южный Урал и Пермскую область – этот перечень может быть продолжен. Города изменяют экологическую ситуацию не только внутри собственных границ. Зоны влияния городов простираются на десятки километров, а крупных промышленных агломерацией — на сотни, например Среднеуральской — на 300 км. Кемеровской и Московской — на 200, Тульской — на 120 км.

Экологические проблемы РоссииПо оценкам известных российских экологов современная Россия близка к катастрофе. Для стабилизации экологической ситуации необходимо отказаться от многого из того, что характеризует современную экологическую политику государства, основанную на принципах экономической целесообразности. Основным стратегическим приоритетом, который позволит решить многие проблемы охраны природы России, оказывается повышение реальной стоимости природных ресурсов. Резюмируя, можно сказать, что без изменения экологической политики будущее России остается под вопросом.