Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Христианская экология

Шестоднев в свете эколого-богословских вопросов

КНИГА БЫТИЯ И ОТЦЫ ЦЕРКВИ О СОТВОРЕНИИ МИРА

Шестоднев в свете эколого-богословских вопросов

Шестоднев повествует о сотворении материального мира – неживой и живой природы. В первых двух главах книги Бытия и в других библейских книгах об этом событии вспоминается, как о важнейшем, т.к. в нем открывается многое и о Самом Боге, и о человеке: «в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх. 31:17), «…где был ты, когда Я полагал основания земли?» (Иов. 38:4), «В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук…» (Пс. 101:26).

Шестоднев в свете эколого-богословских вопросов

Шестоднев толковался многими богословами и Отцами Церкви: святителями Василием Великим, Григорием Нисским, Иоанном Златоустом преподобными Ефремом Сирином, Максимом Исповедником, блаженным Августином и др. Следует отметить, что при существенном расхождении взглядов свв. отцы не порицали друг друга и никому не препятствовали проиводить самостоятельных исследований. Отцы не догматизировали свои толкования, проявляя в этих вопросах разумную осторожность. Наконец перед большинством святых отцов не стояло проблемы соотнесения учения Церкви с научными взглядами в том виде, в каком она стоит  сейчас.

Кратко отметим общее в их взглядах.

Свт. Афанасий Александрийский, размышляя о Творении мира, различал Божественное бытие и Божественную волю, считая творение мира «выявлением» Божественной воли. Это учение было принято и развито многими Отцами.

Свят. Кирилл Александрийский развивая эту мысль вместо «воли» и «хотения» употреблял термин «Божественная энергия». Это нашло завершение в труде свт. Григория Паламы о Божественных Энергиях.

Прп. Максим Исповедник рассуждал о Сотворении мира с содержательной стороны. По учению прп. Максима Бог Слово (Логос) является источником всех «логосов сущего»: «Божественные логосы-воления являются причиной бытия тварного мира, творческой силой Божией, реализующей себя в Творении… Шестой день, согласно Писанию, доводит до конца [творение] сущих, подчиняющихся естеству»1.

Рассмотрим неизменность Божественных установлений для человека по отношению к твари, о которых сказано с начала Книги Бытия, и дальнейшие отклонения человека от этих установлений.

Шестоднев в свете эколого-богословских вопросов

Первая глава Книги Бытия

В первой главе сказано об устроении планеты и творении живой и неживой природы (Быт. 1:10-31). Еврейское слово «тов» (хорошо), которое повторяется на протяжении всего Шестоднева, переведено семьюдесятью толковниками как «прекрасно» (καλόν). В этом плане интересна предложенная св. Дионисием Ареопагитом этимология греческого слова «κάλλος» (красота) от глагола » καλέω » (звать), поэтому красоту можно понимать как зов. Господь через творение призывает человека к общению с Собою. Как указывает греческий православный богослов Христос Яннарас: «любое творение воплощает в себе божественный призыв, потому что представляет собой «соединение» логосов, являющих божественную энергию»2.

Шестоднев в свете эколого-богословских вопросов

Шестоднев в свете эколого-богословских вопросов

Вторая глава Книги Бытия

Если заключительные слова первой главы Книги Бытия: можно понять как удовлетворение Творца гармонией и целесообразностью созданного Им космоса, в котором человек причастен другим земным существам, то вторая глава представляет человека, как свободную разумную личность причастную Божественной полноте. Во второй главе Книги Бытия человек рассматривается как домоправитель земли, несущий ответственность за происходящее на ней (Быт. 2:15).

Шестоднев в свете эколого-богословских вопросов

 

Шестоднев в свете эколого-богословских вопросовВ своей статье «Христианский взгляд на экологическую проблему»3 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Обладайте и владычествуйте над всею землею» — эта богооткровенная истина впервые зафиксирована бытописателем в те времена, когда религиозные верования всех народов, за исключением его собственного, были проникнуты чувством зависимости от природы, когда ее стихии обожествлялись».

Шестоднев в свете эколого-богословских вопросов

В Эдемском саду Адам нарекал имена животным, что свидетельствует о том, что ему даны были и знание, и власть  (Быт. 2:19). Наименование живых существ означает не только царственное преимущество человека над всеми земными существами, а еще и то, что человек, созданный по образу и подобию Божию, должен восходить сам и возводить вместе с собою всякий род творений к Богу. Так выясняется нравственная высота господства человека над природой: постоянное попечение о благобытии всей твари, возможное лишь при любви к каждому созданию.

Писание, языком Псалтири и пророков, подтверждает ответственность человека за окружающий мир «поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских…» (Пс. 8:7-9).

Шестоднев в свете эколого-богословских вопросов

Третья глава Книги Бытия

Грехопадение послужило духовной причиной конфликта человека с природой. Человек стал смертен, утратил свою власть над миром и вместе с ним лишился Божественной благодати весь тварный космос (Быт. 3,17-19). Проявлениями этого являются смерть и страдания животных, а также все деструктивные процессы в неживой природе.

Шестоднев в свете эколого-богословских вопросовСв. Григорий Синаит пишет: «тварь не создана первоначально тленною; но после подпала тлению, повинувшись суете, …не хотя, за повинувшего ее, на уповании обновления подвергшегося тлению Адама. Обновивший Адама и освятивший обновил и тварь, но от тления еще не избавил их»4.

Изменился образ существования мира. Все виды твари, которые были созданы Богом, качественно стали не такими, какими были после сотворения. Согласно учению прп. Максима Исповедника логос, определяя суть вещи (т.е. то, что она есть), всегда остается неизменным, а тропос, являющийся способом существования этой вещи, может изменяться. Именно в результате грехопадения тропосы существования изменились от лучшего к худшему. Весь тварный мир облекся в «кожаные ризы», т.к. человек пошел против своей изначально благой природы, против своего логоса.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЭКОЛОГИИ

Предметом исследования христианской экологии являются данные человеку правила общежития, их соблюдение и взаимоотношения между творением на планете Земля. Основой для такого утверждения служит постулат, принимаемый как христианами эволюционистами, так и креационистами: планета сотворена, дана человеку на время, свобода падшего человека ограничена природными законами физического мира.

Однако в рассуждении о следствиях грехопадения по отношению к миру большое значение имеет теснейшая связь между миром и человеком, о которой писали многие святые отцы. Указанную связь кратко можно определить словами В.Н. Лосского, который писал, что человек является ипостасью земного космоса, а земная природа является продолжением телесности человека.

Не все что нам известно о взаимоотношениях человека и окружающего мира, происходило на земле после грехопадения. Именно в библейском рассказе о сотворении мира были заложены основы отношений между человеком и тварью. Указанная связь и неизменность Божественных установлений для человека, о которых сказано с начала Книги Бытия являются неким «эталоном» по отношению к тварному миру.

Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом — учат отцы церкви. Возвращаясь к основе христианской экологии — словам ап. Павла  (Рим. 8: 19-21), можно сказать что в них заключены истины, вектор которых направлен в будущее. Откровение сынов Божиих — это знание о том, как избавить тварь от тления. Искупленный Господом Иисусом Христом человек,  способен положить начало восстановлению богоданных отношений уже теперь.

Св. Григорий Синаит писал, что в состоянии совершенной молитвы «Восемь главных предметов созерцания» следующие: Бог, чин и стояние умных сил, составление видимых вещей, домостроительство снисшествия Слова, всеобщее воскресение, страшное второе Христово пришествие, вечная мука, и Царствие Небесное5. Думается что «созерцание составления видимых вещей» — это молитвенная хвала тварному мироустройству, а созерцание домостроительства — это молитвенное присоединение к работе по спасению.

Шестоднев в свете эколого-богословских вопросов

__________________________________________

  1. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия. Первая сотница
  2. Личность и Эрос
  3. Православие и экология. Изд-во Московского Патриархата, 1997
  4. Главы о заповедях, догматах и пр. 11

‘Шестоднев (Сотворение мира)’ мультфильм


Мультфильм создан руками детей за шесть дней, в точном соответствии с первой главой Книги Бытия.
Автор — Василий Корецкий