Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Христианская экология

Взаимоотношения Творца, человека и природы в Священном Писании и Предании. Катастрофы

Грехопадение послужило духовной причиной конфликта человека с природой. Человек стал смертен, утратил свою власть над миром и вместе с ним лишился Божественной благодати весь тварный космос: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3,17-19).

Взаимоотношения Творца, человека и природы в Священном Писании и Предании. Катастрофы

Взаимоотношения человека с Творцом влияют на состояние окружающего мира. Существует два вида губительного воздействия на окружающую среду. Прямое – когда человек физически разрушает природу сам, и косвенное, которое выражается в проявлении Господней воли по исправлению путей человеческих. Подобные воздействия отражаются на состоянии окружающей среды, а на языке научном носят название «экологических катастроф». Каждая из них определенным образом меняла формы взаимоотношений между Творцом, человеком и тварью.

Взаимоотношения Творца, человека и природы в Священном Писании и Предании. Катастрофы

ПЕРВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ КАТАСТОРФА — ГРЕХОПАДЕНИЕ

Изменение природы человека и твари вследствие грехопадения можно назвать первой глобальной катастрофой, определяющей жизнь всего мира, которая делит всю историю тварного бытия на два этапа: до грехопадения (мир первозданный) и после него (мир падший).

Понимание грехопадения как определяющего трагического события в истории не только человека, но и всего тварного мира является традиционным в Предании Церкви. Эта традиция закреплена уже в самом начале Книги Бытия и через послание к Римлянам св. ап. Павла (8:19-23) прочно входит как в письменную святоотеческую традицию, так и во все Священное Предание, в целом.

Об этом писали многие святые отцы: свтт. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский, прпп. Макарий Египетский, Максим Исповедник и Симеон Новый Богослов, блжж. Феодорит Кирский и Симеон Солунский и другие, включая русских свтт.: Филарета Московского, Феофана Затворника. Во второй половине XIX и в начале XX вв. роль грехопадения в плане соотношения Библии и науки рассматривалась в работах таких отечественных богословов и библеистов как проф. Я.А. Богородский, свящ. П. Флоренский и др. После 1917 года об этом писали прп. Иустин (Попович), В.Н. Лосский, прот. Г. Флоровский и особенно подробно прот. В. Зеньковский. Во второй половине ХХ века на это обращали внимание О. Клеман, митр. Антоний Сурожский и др. Это показывает, что важная роль грехопадения в истории мира являлась очевидной.

Насколько сильно изменился мир из-за падения первых людей неизвестно, но можно сказать, что как нетление отличается от тления, так отличается состояние мира до и после грехопадения.

КАТАСТРОФЫ В ПАДШЕМ МИРЕ

Убийство

От братоубийства (Быт. 4:8) кровь попадает в землю и происходит нечто, что рождает проклятие земли и мешает ей давать человеку свою силу (Быт. 4:11-12). Что это за сила, мы не знаем. Но вслед за этим убийца строит первый город, т.е. еще больше отдаляется от Богоданного творения, создавая искусственное пространство. Это – катастрофа вторая.

Взаимоотношения Творца, человека и природы в Священном Писании и Предании. Катастрофы

Потоп

В результате полного развращения человечества происходит следующая катастрофа – Вселенский потоп, которым полностью истребляется все живое на земле (Быт. 6:5-7). Но за одного праведника Ноя пощажены и человек, и все живые твари (Быт. 6:18-19).

Однако после потопа Божьей волей возникают новые отношения между человеком и тварью: она полностью отдана под руку человека, в т.ч. и как пища (Быт. 9:2-4). Здесь стоит отметить, что снова упоминается кровь; дается запрет на ее вкушение, который объясняется уже в книге Левит тем, что «душа тела в крови» (Лев. 17:11). Знамением завета между Господом, человеком и «всякою душею живою во всякой плоти», обещанием, что гибель от вод не повторится, становится радуга (Быт. 9:13).

Смешение языков и рассеяние

Взаимоотношения Творца, человека и природы в Священном Писании и Предании. Катастрофы

Основа исторической географии – вавилонское смешение языков и рассеяние уже разноязыких народов – это предпоследняя глобальная катастрофа. В чем-то она тождественна первой. Господь усугубляет разделение человечества, создавая необходимость трудом восстанавливать утраченное единство. Вслед за этим у каждого народа появляется возможность построить свои взаимоотношения с окружающей природой.

Локальные катаклизмы

Взаимоотношения Творца, человека и природы в Священном Писании и Предании. Катастрофы

В Библейских книгах часто даются описания бывших и грядущих катаклизмов, вызванных человеческим грехом: землетрясений (Ис. 13:11,13; Наум. 1:3,5), засух и моров (Агг. 1:9-11), гибели людей от животных и растений (Лев. 26:21,22; Прем. 11:16,18) и пр. Причем часто вместе с человеком гибнет и все живое, тем самым, показывается зависимость бытия твари от нравственного состояния человека.

В Писании показана вина человека перед землей, описаны страдания природы, ее реакция на преступление законов, данных богоизбранному народу (Ис. 24:4-7; Иер. 12:4; Ос. 4:2,3). В Ветхом Завете описано полное уничтожение городов Содома и Гоморры (Быт. 19:24-25) за нечестие их жителей. Это в полной мере касается любого другого народа, познавшего истинного Бога, но отвернувшегося от Него.

Однако не во всех случаях окружающая природа гибнет вместе с человеком. Есть пророчества, в которых говорится об одичавшей земле, опустевших городах – Иерусалиме, Вавилоне, Ниневии (34:11,13; Иер. 9:11; Соф. 2:13,14); подобные примеры широко известны в истории человечества.

Локальные природные катастрофы: смерчи, наводнения, землетрясения, эпидемии возникали во все времена; научная мысль объясняет их сочетанием физико-химических факторов связанных с жизнедеятельностью геосферы или вспышками Солнечной активности.

О том месте, которая заняла наука в умах и сердцах современных людей очень точно сказано в послании св. ап. Павла к римлянам: «Они заменили истину Божию ложью… и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:25).

Библейские примеры показывают, что «Господь… часто использует законы природы и космические объекты для проявления Своей воли и могущества с целью вразумления и исправления народов». Но чтобы вразумление предков нашло понимание потомков, у них должны быть сходные ценности.

ПОСЛЕДНЯЯ ГЛОБАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА — ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ  И КОНЕЦ МИРА

О последней глобальной катастрофе, которая должна случиться со Вторым Пришествием Господа Иисуса Христа, говорили и ветхозаветные пророки и евангелисты. Апостол Петр в своем послании указывает на «день Господень», который придет «как тать ночью» (2Петр. 3:10). В Апокалипсисе – откровении Иоанна Богослова – показана даже последовательность этой катастрофы: (Откр. 16:2-4,12,17- 21).

Взаимоотношения Творца, человека и природы в Священном Писании и Предании. Катастрофы

Именно из-за своего греховного искажения мир обречен на сожжение, как и тело человека должно после смерти разложиться, чтобы потом, при Втором Пришествии Христовом, вся тварь – и тело человека, и мир – вновь образовавшись, стали бы новыми. Т.е. вновь изменится образ (или тропос) существования мира, как и писал св. ап. Павел: «проходит образ мира сего» (1Кор. 7:31), но, в противоположность с моментом грехопадения, изменится уже от худшего к лучшему.

«Образ…, а не мир, сказано в Писании. В Писаниях обыкновенно называется уничтожением обращение прежней формы в лучший и благообразный вид», — писал свмч. Мефодий Патарский 1.

И дальше мы читаем о «новой земле», которую наследует возрожденное человечество: «Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Ис. 65:17), «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21.1) и о восстановлении тварного мира из падшего состояния. Ветхозаветные книги показывают красоту будущего мира (Ис. 35.8-10, 65:25). Здесь также видна связь с Новым Заветом, который подтверждает ветхозаветные обетования (2Петр. 3:13).

В описаниях возрожденного тварного космоса трудно отделить реальность от образов, материальное от духовного: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» (Откр. 21:1, 22:1–2), – здесь нам показана те полнота и единство, которые отсутствуют в нынешней жизни.

Нам неизвестно, как изменится окружающий мир. Однако мы знаем, что «в устроении полноты времен… все небесное и земное» (Эф. 1:10) должно быть соединено под главою – Христом.

_____________________________________

1 О воскресении, против Оригена, XXVIII