Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Христианская экология

Взаимоотношения Творца, человека и природы в Священном Писании и Предании. Обзор Библейских книг

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТВОРЦА И ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ В ВЕТХОЗАВЕТНЫХ КНИГАХ

Отношения Творца и человека к природе в Ветхом Завете даны во всем многообразии. Можно выделить ряд основных направлений.

Взаимоотношения Творца, человека и природы в Священном Писании и Предании. Обзор Библейских книг

Ветхозаветная этика

Представленная в заповедях, ветхозаветная этика регулирует отношения между людьми окружающей средой, устанавливая правила и накладывая ограничения природопользования: «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею. Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой. Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23:9-22,24).

Здесь особо следует отметить 2-ю заповедь Синайского законодательства против обожествления твари: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх. 20:4). Господом заново утверждалось то, что было утеряно с возникновением языческого обожествления природных стихий, поклонения животным, идолопоклонства.

Закон о том, как строить свои взаимоотношения с животным миром (скотом, птицами, животными, живущими в водах, чистыми и нечистыми животными) дан в книге Левит: «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле… Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле» (Лев. 11:1,2,46), которая вместе с книгами Чисел и Второзаконием является руководством по домостроительству избранного народа.

Господь напоминает человеку, что, оскверняя собственную плоть, человек оскверняет землю и это противно ее сущности, т.е. замыслу Творца о ней «Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней». «Не должно осквернять землю, на которой вы живете, среди которой обитаю Я; ибо Я Господь обитаю среди сынов Израилевых». (Лев.18:24-25, Числ. 35:34).

Природные чудеса

В Библии описаны многочисленные природные чудеса, совершаемые Господом, ангелами и людьми по Его по воле для сохранения или вразумления избранного народа: казни египетские, переход через Чермное море и прочие чудеса, где стихии или животные ведут себя противоестественно: «Ибо земные животные переменялись в водяные, а плавающие в водах выходили на землю. Огонь в воде удерживал свою силу, а вода теряла угашающее свое свойство; пламя, наоборот, не вредило телам бродящих удоборазрушимых животных, и не таял легко растаявающий снеговидный род небесной пищи» (Прем. 19:18-21). «И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» (Исх. 15:22-24).

Сюда же можно отнести переход через Иордан войска Иисуса Навина, когда вода реки «остановились и стала стеною на весьма большое расстояние… а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла» (Нав. 3:16), остановку солнца и луны в битве при Гаваоне (Нав. 10:13-14). Когда Господь помогает человеку, нет ничего невозможного в преодолении природных физических законов.

По внушению свыше тварь говорит с человеком, как это описано в книге Чисел: «И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз? Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя. Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет. И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом» (Числ. 22:23,27-31). Интересно, что после того, как Господь отверз уста ослице, она не рассказывает о видении Ангела, а прежде указывает человеку на несправедливость по отношению к ней. И только когда человек соглашается с этим, Господь позволяет видеть Ангела и ему.

Есть места, трудные для понимания, например указания ангела в книге Товита «И сказал ему Ангел: разрежь рыбу, возьми сердце, печень и желчь, и сбереги их. Юноша так и сделал, как сказал ему Ангел; рыбу же испекли и съели; И сказал юноша Ангелу: брат Азария, к чему эта печень и сердце и желчь из рыбы? Он отвечал: если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться; а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится» (Тов. 6:3-9). Физические свойства твари (рыбы) действуют в духовном мире, изгоняя бесов. Почему Господь избирает тварное, чтоб пресечь действия злого духа? Может потому что действия беса разрушают тело человека?.. Сказано: лечи подобное – подобным…

Изучение природы

Изучение природы представлено в Библии как один из важнейших путей богопознания: «…что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1:19-20).

Писание показывает нам Божью мудрость и любовь к природе: «Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее; напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее…» (Пс. 64:10-12); «Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел» (Прем. 11:25); говорит о том, что Творец познается через Его создания. Гимном Творцу и Его творению может быть назван 103 Псалом Давида о сотворении мира: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Все они от Тебя ожидают… скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (103:24, 27, 29-30).

Книга Иова являет нам удивительное по силе вопрошание Господа к человеку, как к образу и подобию Божию, и в то же время, как к тварному существу. Эти вопросы о природе, об организации ее внутренней жизни, о скрытых взаимосвязях и, как бы мы сейчас сказали, механизмах взаимодействия природного вещества, на которые у человека не может быть ответа, определяют его точное место по отношению к Творцу и окружающему миру: «И продолжал Господь и сказал Иову: будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить?» (Иов. 38:4-41). Подобные же вопросы задает пророку Ездре ангел Уриил: «…исчисли мне, что еще не пришло, и собери мне рассеянные капли, и оживи иссохшие цветы; открой заключенные хранилища и выведи мне заключенные в них ветры, и покажи мне образ голоса: и тогда я покажу тебе то, что ты усиливаешься видеть» (3Ездр. 5:36-37).

Послушание Божественной воле

Мысль о том, что природа послушна воле Господа, проходит сквозь Ветхий Завет, повторяясь во многих книгах. При соблюдении заповедей окружающий мир будет щедр к избранному народу: «Если вы будете слушать заповеди Мои…, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, то дам земле вашей дождь в свое время; и ты соберешь хлеб твой и вино твое; и дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться» (Втор. 11:13-15), а при нарушении – стихии земные восстанут на него «и тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам» (Втор. 11: 17).

В книгах Ветхого Завета Господь нередко обращается к земле и стихиям, как к живым (одушевленным) существам, умеющим чувствовать, но не мыслить: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит…» (Ис.1:2), «Свидетельствуй, небо и земля, ибо Я стер злое и сотворил доброе» (3Ездр 2:14), а человек следует его примеру: «Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны», «Торжествуйте, небеса… Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем…» (Ис. 44:23), «Рыдай, кипарис, ибо упал кедр, ибо и величавые опустошены; рыдайте, дубы Васанские, ибо повалился непроходимый лес» (Зах. 11:2). Земля вступает с человеком в отношения, выходящие за рамки природопользования. Так формируется взгляд на природу, подчеркивающий ее нематериальную ценность для человека.

Библейский тварный символизм

Отдельной большой темой, мистичной и сложной для понимания является библейский тварный символизм.

К этой теме следует отнести символизм книги Песнь песней Соломона, где любовь Господа к своей Церкви передана через образы природы (Песн. 1:8,12,13; 2:1-3… 8:14).

Связь с Новым Заветом прослеживается и в книге Ионы, ибо «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40).

К сравнению народов или отдельных людей с природными образами часто прибегают пророки: «рев его – как рев львицы» сказано у пророка Иеремии об Израиле; пророк Исайя говорит «Он отрежет ножом ветви и отрубит отрасли» (Ис. 18:3-6), также подразумевая под виноградными ветвями народ израильский .

Притчами говорил и Господь Иисус Христос. Он неоднократно сравнивал и народ израильский и апостолов с «овцами», «голубями» и пр. ходящими среди «волков хищных», имея в виду основные отличительные черты того или иного животного (Мф. 7:15, 10: 6,16, 26:31; Мк. 14:27; Ин)

Описание ангельского духовного мира, представленное в книге пророка Иезекииля (Иез. 1:5-10) грозно и страшно для человека, но узнаваемо. Подобные описания встречаются у других пророков (Дан 7:17-20; 3Ездр 11:1-5) и повторяются в Апокалипсисе Иоанна Богослова (Откр. 4:6,7, 17:12,15,16, 18:2).

О чудесных зверях говорится и в книге Иова (Иов. 39:9-11). Здесь левиафан сравнивается с бесом, ибо «он царь над всеми сынами гордости» (Иов.41:26), однако существуют предположения о реальном существовании единорогов и прочих мифических животных.

Взаимоотношения Творца, человека и природы в Священном Писании и Предании. Обзор Библейских книг

О бегемоте и левиафане, как о реальных животных сказано так: «Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол», «Бегемоту Ты дал одну часть из земли, осушенной в третий день, да обитает в ней, в которой тысячи гор» (3Ездр 6:49,51).

Бегемот по Библейской энциклопедии арх. Никифора это большое земноводное животное: «Под означенным наименованием нужно разуметь не какой либо род мамонта или слона, как многие думают, но гиппопотама или речную Нильскую лошадь, из класса млекопитающих толстокожих».

В энциклопедии дается такое описание левиафана: «Крокодил или левиафан —  названия тождественные. Он считался морским чудовищем, тогда как бегемот считался чудовищем земноводным. То же самое животное должно разуметь и в других местах Свящ. Писания, где говорится о левиафане. Псалмопевец аллегорически изображает под сим названием Египетского Фараона. То же слово употребляется в кн. Исаии, в качестве символа для означения враждебного Евреям царства Вавилонского. Крокодилы боготворились большинством Египтян. Между Ассирийскими изваяниями глубокой древности мы встречаем и крокодила, иначе левиафана».

Описанное арх. Никифором животное единорог похоже на носорога: «По свидетельству Плиния, единорог размером меньше слона; по виду, цвету и фигуре походит на быка, причем отличается от него выдающимся на носу рогом».

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТВОРЦА И ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Книги Ветхого Завета подчеркивают исключительное положение человека в мире и после грехопадения, но это положение становится особо очевидным после воскресения Христова. «Благодаря Искуплению христианство освободило человека от власти стихий мира и возвысило его до неба, возвратив ему свободу» — писал Святейший Патриарх (тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский) Кирилл2.

Взаимоотношения Творца, человека и природы в Священном Писании и Предании. Обзор Библейских книг

Власть над миром

В Евангельских книгах Господь Иисус Христос славит своего Отца – Создателя неба и земли и не единожды говорит о Своей власти над миром (Мф. 11:25,27, Лк. 10:21).

Участие творения в главнейших событиях земной жизни Господа

В главнейших событиях земной жизни Господа Иисуса Христа – Крещении и Искуплении мы видим определенное присутствие творения, подтверждая Его Божественное достоинство и Сыновство, как Второго Лица Пресвятой Троицы: во Иордани Дух Святый «в телесном виде, как голубь» сходил на Него (Лк. 3:22, Мф. 3:16; Мк. 1:10; Ин. 1:32); крестная смерть Спасителя вызвала солнечное затмение и землетрясение по всей земле (Мф. 27:45,54).

Благовестие твари

Жертва Христова через человека избавляет «от рабства тлению» и все остальное творение. К благовестию, которое было «возвещено всей твари поднебесной» (Кол. 1: 23) были призваны апостолы: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15).

_____________________________________________

1 К экологии духа // Экотеология. Голоса Севера и Юга.