Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Христианская экология

Участие ангелов в земном мироустройстве

«Вера в бытие ангелов существовала во все времена и у всех народов, — говорит митр. Московский и Коломенский Макарий. — Учение об ангелах перешло из религии первобытной… Это и есть один из остатков, того первоначального Откровения, которое даровано было Богом праотцам рода человеческого в раю»1.

Участие ангелов в земном мироустройстве

Время сотворения и природа ангелов

В книге Иова говорится, что Бог основывал землю при общем ликовании небес, когда все сыны Божии восклицали от радости. Сыны Божии в данном случае — ангелы, а основание земли относится к четвертому дню творения.

Св. Иоанн Дамаскин дает следующее определение ангела: «Ангел есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей»2.

В постановлениях VII Вселенского Собора о церковном искусстве отмечается, что ангелы все же обладают некоторой телесностью: «Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности, и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими воздухообразными или огненными телами».

Главным делом ангелов является непрестанное восхваление Бога. Но ангелы являются также вестниками, посылаемыми от Бога людям (греч. aggelos означает «вестник»): они принимают живое и деятельное участие в жизни человека.

Небесная иерархия

Русская Православная Церковь, руководясь взглядами церковных писателей и Отцов Церкви, разделяет мир ангельский на девять чинов по три иерархии в каждом.

Епархия: Серафимы, Херувимы, Престолы

Метархия: Господства, Силы, Власти

Начала, Архангелы, Ангелы.

Свт. Иоанн Златоуст говорил, что девять ангельских чинов, о которых говорит Священного Писания, не исчерпывают собой все чины ангельского мира.

Путь служения ангелов Богу

Мы не знаем, является ли ангел только исполнителем Божественной воли или же он сам может ставить перед собой цели, формулировать задачи и действовать для их осуществления. Существует единое святоотеческое мнение, что ангелы не могут творить чудес своей собственной силой. Они творят чудеса только по благодати, которую имеют от Бога. Различают прямой путь непосредственного служения Богу, и косвенный — в качестве орудий Промысла Божия о вселенной и о человеческом роде.

О роли ангелов в устроении тварного мира

О роли ангелов — святых бесплотных духов в устроении тварного мира известно из Священного Писания и Предания.

Участие ангелов в земном мироустройстве

Догматическое учение об ангелах-хранителях народов и обществ основано на 10 главе книги пророка Даниила. Здесь говорится об ангелах — князьях иудейского, эллинского и персидского народов. Ангелы-хранители народов и обществ предстательствуют пред Богом и неведомыми нам средствами направляют эти народы или общества к назначенной Промыслом цели.

В управление Божие тварями, в промысел обо всем малом и великом вникают Господства — ангелы четвертого чина. Господства созерцают Бога как Домостроителя и воспевают Его попечение о мире.

Начала — ангелы седьмого чина — входят в последнюю триаду и исполняют волю Бога о природных стихиях. В Откровении святого Иоанна Богослова ангелы описываются через сопричастность стихиям — воде, огню, ветру. Там же сказано что они примут участие в уничтожении тварного мира в последней глобальной катастрофе (Откр. 8:7-12).

Прот. Георгий Флоровский так пишет о Corpus Areopagiticum «Образ мира у Дионисия определяется идеей строя и лада, или «благостояния» (εύταξία)… Он сказывается в иерархичности мира. Иерархия есть ступенчатый строй мира. Цель иерархии — любовь к Богу и общение с ним. Горние ангельские чины — эта первая иерархия, которой нет богоподобнее…Вторая иерархия, это — Господства, Силы, Власти. Им доступно вторичное озарение через чины первой иерархии… Еще ниже третья иерархия — Начала, Архангелы, Ангелы. Это «ангелы мира». Ангелы приставлены к каждому народу… Здесь небесный и земной мир как бы смыкаются»3.

«Ангелов Бог «через Свое Слово поставил и распределил управлять стихиями, и небесами, и миром» — пишет прот. Александр Мень, ссылаясь на Апологию Афиногора4.

Свящ. Олег Давыденков говорит иначе: «Ангелы имеют ярко выраженные личностные особенности, и серьезно утверждать, что древние иудеи под ангелами понимали олицетворение природных стихий, невозможно»5.

Промысл Божий в отношении злых духов

Участие ангелов в земном мироустройствеГосподь Иисус Христос называет сатану «князем мира сего» (Ин. 12:31). Это указывает на то, что наш падший мир находится в значительной степени во власти этого духа. Ап. Павел называет его «богом века сего»; «князем, господствующим в воздухе». (2Кор.4:4, Еф.2:2)

В Ветхом Завете сатана говорит, что он обошел всю поднебесную (Иов. 1,7). Эти слова свт. Феофан Затворник толкует так: «образ перевода и толкования слова «поднебесный» означает, что духи летают в воздухе, и как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы и непрестанно приступают к нам, как комары в сыром месте»6.

Следствием воздействия злых духов на тело человека могут быть глухота, немота или слепота, корчи (Мф. 9:28,32, Лк. 13:11-16). Наиболее явным для окружающих влиянием падших духов на человека является беснование. Бесы могут воздействовать и на внешнее благополучие человека: пример многострадального Иова, эпизод с Гадаринскими свиньями.

_____________________________________

1 Догматическое богословие митр. Макария

2 Точное изложение Православной веры кн. 2, гл. 3

3 Византийские Отцы V-VIII веков Corpus Areopagiticum

4 Исагогика. Курс по изучению Священного Писания

5 Догматическое богословие. Курс Лекций.

6 цит. по свящ. Константин Пархоменко «Об ангелах и бесах»