Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Культура

Советское детское кино было христианским

Советское детское кино было христианским

Советские детские фильмы для многих из нас до сих пор остаются прекрасными отголосками детства, свидетельствами радостного, бесхитростного и беззаботного ушедшего мира. Но только ли в обычной ностальгии по детству дело? Священник Дионисий ГУДЗЬ считает, что это не так. Эти фильмы были своего рода житиями святых, прикровенно проповедуя совершенно христианские ценности.


 

 

 

Кино против реальности
Погрузившись в мир детского отечественного кино советского периода, я почувствовал, как повеяло на меня чистотой, благородством, высокими идеалами. Даже трудно выразить, насколько тепло стало на душе. Слово «ностальгия» здесь не подходит. Это отнюдь не ностальгия. Скорее что-то родное моей душе, что-то созвучное моим идеалам — странное чувство, вызванное фильмами вроде бы идеологически чуждой эпохи.

Я начал думать, в чем недостатки этих школьных милых фильмов, которые и через много лет оставляют неравнодушным мое сердце. И конечно, эти недостатки я могу назвать. Прежде всего, очевидно, оторванность от реальной жизни. Я помню, как после этих фильмов, где чудесные мальчики и девочки отстаивали честь и достоинство, вставали перед подлецами и говорили им в лицо про их подлость, спорили с учителями о смысле жизни, не боялись быть смешными, находили поддержку у взрослых (учителей или просто старших друзей), понимающих их переживания и максимализм, я приходил в свою среднеобразовательную школу и видел совсем другие лица, слышал совсем другие речи. Меня точно ковшом холодной воды обливали. Я не находил отражения в жизни тех любимых моих идеалов, от которых трепетал, посмотрев кино. Меня коробило от жаргона, от того, что лидерами в классе были те, кто наглее и сильнее. Я не видел в учителях участия в наших проблемах, они не чувствовали атмосферу, которая была в классе, и даже не интересовались ею.

Мир кино, книг и мир реальный, были столь разными, что я поскорее спешил зарыться в очередную книгу, желательно потолще, чем смотреть на школьную жизнь. Да, советские школьные фильмы были не совсем жизненными. Не отражали многих процессов, происходивших в среде детей, семей учителей, да и страны в целом. Почему же тогда я за всю жизнь так и не смог найти лучших фильмов, чем эти наивные, идеальные, нереальные? Почему?

Школьные жития
И я нахожу для себя лишь один ответ. Потому что они и должны быть именно такими. В этих фильмах должны жить люди, которые имеют те качества души, которые пленяют своей красотой и благородством и навсегда оставляют в душе след: «Ах! Как хочется быть таким же». И если эти герои нетипичны в окружающем нас мире людей, то пусть они и остаются белыми воронами.

В конце концов, и святые в любом веке оставались очень нетипичными в сравнении с окружающими их людьми. Их чувства, настроения, мироощущение совсем не родственны большинству живущих с ними. Неужели тогда не смотреть на них. Про кого тогда смотреть кино? Про погрязших в мелкой пошлости и тупо живущих подростков? Снимать кино о том, как плохо быть такими и жить так, как они живут? Да все и так знают, что это плохо. От этого не откроется, как измениться, от этого зрелища не родится даже желание измениться. Святость прививалась детям через жития святых, но не через описания жизни грешников. И советское детское кино, несмотря на советский атеизм, само того не понимая, давало образ нравственной святости или чистоты. Эти фильмы были своего рода житиями святых, прикровенно проповедуя совершенно христианские ценности.

Только надо иметь в виду, что кино, как и любой вид искусства, не может изменить человека. Оно может побуждать человека к чему-то, формировать идеалы жизни, но давать силы к осуществлению их, внутренне себя преображать, конечно, не в состоянии. И не стоит от него требовать так много. После хорошего фильма можно захотеть стать добрее. И это замечательно. Этот фильм уже не зря создан. Но чтобы стать реально лучше, нужен подвиг. Нужно еще очень много. Нужна семья, в которой сын или дочь увидит, как отец и мать борются и побеждают свои недостатки. И этот отец или мать живут теми же идеалами, и их дети видят, как они живут и как их воплощают. Нужно еще очень многое. И одним из этого многого может быть хорошее кино, в котором живут редкие, нетипичные, но очень симпатичные герои, зовущие нас на подвиг, оставляющие в наших сердцах неизгладимый след красоты добродетели.

Я рос на этих фильмах. Я не находил в себе силы стать похожим на своих любимых героев. Но я так и не сумел довольствоваться чем-то мелким в жизни. Мои идеалы были вне сферы потребления мировой индустрии развлечений и занятий. Мне всегда хотелось чего-то совершенного в дружбе или любви, в профессии или искусстве. Поэтому, мне кажется, когда я приблизился к Православию, оно совершенно естественно вписалось в систему моих ценностей. Поскольку сродные были идеалы. И осмелюсь предположить, что свою не единственную, разумеется, но и не самую маленькую роль в принятии Православия сыграли чистые, светлые, благородные школьные фильмы, посмотренные в детстве и запечатлевшие навсегда красоту добра, верности, честности, достоинства, справедливости, жертвенности и самоотверженности.

Сегодня мне хотелось бы предложить вашему вниманию несколько фильмов из совсем забытого жанра: короткометражного детского кино. В коротких сюжетах когда-то поднимали очень важные детские и недетские вопросы и успевали их решить за 20-30 минут. Не то что нынешние вулканом телеизвергающиеся сериалы, где за 20-30 серий так и не понимаешь, для чего они были сняты. Я бы назвал советские детские короткометражки антисериалами. Итак.

Короткометражный фильм-новелла «Красный агат» (режиссер А. Пологов, 1973) . Фильм для ребят 3-4-х классов. У девочки больной старый дедушка. Она узнает от рыбаков о легенде про красный агат — камень, который может вылечить любую болезнь. Но найти его непросто. Надо быть очень смелым человеком, готовым идти до конца. В этой небольшой картине главное даже не героизм девчушки, а ее характер, который раскрывается все больше, когда путь к камню становится труднее и опаснее. И в какой-то момент ты понимаешь, что перед тобой не просто девятилетняя девчонка, но совершенно необыкновенный человек, всегда готовый идти до конца и пожертвовать собой ради других.

Детский короткометражный фильм «У тебя есть я» (режиссер С. Потепалов, 1976) . Фильм для ребят 5-6-х классов. 1944 год. К эшелону с детдомовскими детьми прибивается девочка-подросток, едущая к тетке. Она знакомится в поезде с мальчиком Витей. А дальше… надо смотреть. А потом можно обсуждать, ставить себя на место героев и думать над тем, что же такое дружба, верность и предательство.

«У моря, где мы играли» (режиссер В. Македонский, 1967) — короткометражка для детей 6-7-х классов. У моря на волейбольной площадке собираются играть матч между двумя пионерскими отрядами. На вышке сидит мальчишка-судья. Принципиальный и бескомпромиссный. И как ни намекает ему капитан одной команды, что им надо помочь, судья не склоняется ни на чью сторону. Хотя совсем недавно он был капитаном этой самой команды и очень болеет за нее. На него обижаются, ему угрожают, его команда в итоге проигрывает. Все уходят, а он остается сидеть, потому что… ходить он не может, он инвалид. В какой-то момент ты вдруг понимаешь, что это необыкновенно мужественный паренек, потому что он нашел в себе силы смотреть, как другие делают то, что он сам недавно хорошо умел, а теперь уже не сможет. Нашел в себе силы радоваться за других, переживать за своих ребят, не будучи уже среди них на поле. В этом пареньке чувствуется такая цельность внутренняя, что верится: он и в инвалидной коляске проживет очень нужную жизнь и сможет служить другим и быть необходимым для других.

«Первое признание» (режиссер П. Чарквиани, 1974) — короткометражная лента для ребят 6-8-х классов. Мальчик в грузинской деревне, замкнутый, отказывающийся драться, когда его задирают, и из-за этого презираемый за трусость сверстниками. Но у него есть тайна. В деревню приезжает девочка. Мама просит паренька показать гостье самое интересное. И ей одной он открывает свою тайну. Потому что она необыкновенная. И он видит ее так, как не видит никто другой. Он открывает ей свое сердце. Только совсем скоро девочка уезжает. Очень трогательная, чистая, нежная картина.

Источник: Нескучный сад