Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Христианская экология

Становление экологической науки

Экология: определение, основные понятия и законы, методология

Важнейшие проблемы современного мира: загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, разрушение естественных сообществ обусловили возрастание интереса к экологии – науке об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. В область основного интереса экологии входят живые системы различных уровней (организмы, популяции, сообщества, экосистемы), природные территориальные комплексы разных рангов, социально-информационные системы. Составные части указанных систем находятся в тесной связи, что обуславливает очевидность взаимодействия экологии с другими науками и комплексный метод изучения.

Буквальный перевод слова «экология» (греч. οίκος – жилище, место обитания, дом и lόγος – учение, слово) – «слово о доме»; смысловой – «у себя дома», на Земле, где планета является совокупной средой обитания для всех живых организмов, в том числе и человека. Рассмотрим основные понятия экологии и смежных наук.

Становление экологической науки

Под природной средой или окружающей природой понимается среда, не измененная человеком или измененная незначительно. Все разнообразие природных условий на Земле объединяют в четыре среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную (в последнем случае одни организмы являются средой для других). Эти среды состоят из природных компонентов (воды, атмосферного воздуха, почв и земной коры, биоты), которые в свою очередь формируют природный территориальный комплекс или геосистему – пространственно-временную систему географических компонентов, развивающихся, как единое целое, которые могут создавать новую энергию, вещество и информацию. Под биосферой понимается все пространство, где существует или когда-либо существовала жизнь, то есть где встречаются живые организмы или продукты их жизнедеятельности. Биосфера – это открытая, централизованная, гомеостатическая система, характеризующаяся наибольшим разнообразием среди других систем. Совокупность совместно обитающих разных видов организмов, находящихся в закономерной связи друг с другом, и условий их существования в границах геосистем носит название экосистемы.

Экологические законы выведены из результатов наблюдений и обобщений, которые охватывают все уровни организации систем. Их нарушение приводит к серьёзным кризисным явлениям. Часть из них заимствована из смежных наук, и среди них есть несколько принципов, важных для понимания жизнедеятельности экосистем. Американский эколог Б. Коммонер выделил общие закономерности организации жизни на Земле. Первая отражает всеобщую связь процессов и явлений: «Все связано со всем». Вторая основана на законе сохранения материи: «Все должно куда-то деваться». Третья указывает на равновесность природных механизмов: «Природа знает лучше». Сущность четвертой заключается в ориентации человека на то, что каждое новое достижение неизбежно сопровождается утратой чего-то прежнего: «Ничто не дается даром».

Становление экологической науки

Методы современной науки включают наблюдения и исследования, создание моделей, экспериментирование, анализ и систематизацию данных. Для практической экологии наиболее актуальным является непрерывное многолетнее слежение – мониторинг. Теория включает оценку полученных данных и прогноз возможных ситуаций. Сегодняшняя методология включает еще одно важнейшее направление – взаимодействие со смежными дисциплинами.

Становление экологической науки

Предметная сфера. Социальная экология, как объект исследования

Экология – это междисциплинарная наука, и представляет собой разветвленную структуру дисциплин, где биосфера и человеческое общество рассматриваются как системы, внутренние связи которых выражены сильнее, чем внешние.

Первой «ветвью» является биоэкология, включающая экологию организмов, популяций, сообществ (соответственно: аутэкологию, демэкологию, синэкологию) и экосистемную экологию.

Вторая ветвь – геоэкология – изучает ресурсы, динамику и взаимодействие природных территориальных комплексов, включая разделение по типам сред обитания и ландшафтам.

Третья ветвь или прикладная экология формирует экологические критерии экономики, изучает механизмы антропогенных воздействий на окружающую среду, обосновывает нормативы использования природных ресурсов, осуществляет экологическую регламентацию хозяйственной деятельности, разрабатывает технические средства охраны окружающей среды и способы восстановления нарушенных человеком природных систем.

Четвертая ветвь представляет экологию человека, куда входит социальная экология, изучающая взаимодействие человека и общественных структур с природной и преобразованной человеком средой с целью сохранения среды обитания человека.

Становление экологической науки

Социальная экология — научная дисциплина, изучающая взаимодействие человеческого общества с природной средой и человека, как социальное существо, преобразующее окружающую среду в соответствии с историческими, экономическими, социальными законами развития общества, а также нравственные, духовные мотивы подобных преобразований; их истоки и последствия.

Термин «социальная экология» был предложен американскими психологами для обозначения поведения человека в городской среде. В этой связи нельзя не отметить труды известного социолога П.А. Сорокина, очертившего «основные рамки для важных социологических проблем». В те же годы параллельно с расширением спектра экологических наук и их становлением, мы можем наблюдать и развитие социологии. По словам Питирима Сорокина, она должна быть отделена от биологических наук. Ссылаясь на труды российского биолога и психолога В.А Вагнера, который, выделяя у человека способности, отличающие от животных, приводил в пример нравственное чувство, необъяснимое путем естественного отбора, Сорокин продолжает его мысль: «Вот именно в этом-то отличии человека от животного лежит вся суть дела, – пишет он. – Это-то отличие и дает возможность существования особой от биологии науки — социологии, специально изучающей явления и свойства специфически человеческие. Отсюда само собой вытекает, что ее объектом изучения должны быть… отличные от биологических явления, и в частности в вопросе о факторах эволюции – …чисто социальные факторы. Многие из указанных факторов – размножение, питание, …географические и климатические условия… – общебиологические и даже физико-химические. Все это объекты… не социологии».

Социология, как самостоятельная наука полностью сформировалась к началу XX века. Для постановки задач социальной экологии человеку понадобилось почти на 50 лет больше.

По мнению ряда авторов, современная наука видит в человеке, прежде всего, биосоциальное существо, прошедшее в своем становлении длительный путь эволюции и выработавшее сложную социальную организацию, чьи возможности могут быть описаны посредством «иерархической типологии его ипостасей». Такой подход сужает круг интересов социальной экологии, делая акцент на человеке, как биологическом виде.

Однако при изучении адаптационных механизмов человека, было отмечено, что аспектам, охватывающим сферу духовной и культурной жизни уделялось недостаточное внимание. В основе социального поведения человека, наряду с врожденными инстинктами и психическими способностями, лежит совокупность нравственных норм и духовных ценностей, т.е. то, что составляет предмет изучения философии и этики.

Если традиционная этика отражает нравственные явления и процессы в системах «человек – человек», «человек – общество», то экологическая этика – наука, зародившейся в начале 70-х годов прошлого столетия в США, – во главу угла ставит нравственные и духовные аспекты отношений в системе «человек — общество – природа». Предмет ее изучения – этические принципы и нормы, регулирующие отношение человека к окружающей среде. Экоэтика рассматривает теоцентризм, антропоцентризм, биоцентризм, пантеизм, т.е. основные мировоззренческие концепции, которые формировались на протяжении истории человечества.

Мы видим, что взаимодействие человеческих сообществ с окружающим миром может исследоваться с помощью разных научных подходов. Первый рассматривает человека, как один из биологических видов экосистемы планеты. Второй рассматривает человека, как социальное существо, преобразующее окружающую среду физически в соответствии с историческими, экономическими, социальными законами развития общества. И, наконец, третий рассматривает нравственные, духовные мотивы подобных преобразований; их истоки (в том числе в самой природе) и последствия. Социальная экология включает два последних подхода; она становится своеобразным «мостом» между человеческими сообществами, их социальной средой и экосистемами различного ранга.

Формирование дисциплины. Этапы развития

Развитие экологии сформировало представление об организации жизни на Земле. Как и в любой науке, человечество шло от изучения частностей к обобщению.

В качестве первого этапа становления экологии, который продлился примерно до начала XIX в. можно выделить накопление фактического материала в рамках естественных наук и начало его систематизации. Описания образа жизни живых существ и попытки обобщения сведений мы встречаем в индийских трактатах, трудах древнегреческих философов, работах авторов Средневековья.

Становление экологической науки

Ярким примером ученого-христианина средневековья был Роберт Бойль — физик, химик и богослов, седьмой сын Ричарда Бойля, графа Коркского, вельможи времён Елизаветы Английской. По словам современного биографа, основная цель в жизни Бойля состояла в том, чтобы служить Богу: «Одну из книг, изданных к концу его жизни, назвали «Христианским Виртуозом». Под «виртуозом» он имеет в виду серьезного ученика природы, но он комбинирует его со словом «христианский», поскольку он полагает, что посредством исследования природы Вы становитесь ближе к пониманию Бога».

Результаты великих географических открытий нашли отражение в работах XVI-XVII веков. В XVIII в. К. Линней заложил основы систематики растений. О влиянии природных условий на живой организм писали русские ученые С.П. Крашенинников, П.С. Паллас, М.В. Ломоносов. В XVIII в. французский естествоиспытатель Ж. Бюффон предположил, что влияние «условий» может стать причиной изменения видов. Его книга «Естественная история» послужила основой эволюционизма Ж.-Б. Ламарка.

Второй этап (начало – середина XIX в.) связан с крупномасштабными исследованиями в природе, с началом формирования биогеографии и комплекса смежных наук. На стыке XVIII-XIX веков, благодаря накопленному материалу, начал складываться комплексный подход.

Становление экологической науки

Вслед за А. Гумбольдтом ботаники стали более подробно связывать набор и облик видов с условиями местообитаний. На этом примере были вскрыты многие принципы организации сообществ. Широкая система исследования животных была разработана русским биологом, профессором Московского университета К.Ф. Рулье. Ч. Дарвиным в его книге «Происхождение видов» показано, что взаимоотношения живых существ и их связи с неорганическими компонентами среды (борьба за существование) – это большая самостоятельная область исследований. После выхода в свет книги Ч. Дарвина предпринимались попытки оценить и назвать это новое направление. В 1866 г. немецким зоологом Э. Геккелем для новой области знаний был впервые предложен термин «экология».

Для третьего этапа в истории экологии, который в целом продолжался до 20-х годов XX века, характерно дальнейшее увеличение числа и глубины работ по экологическим проблемам. В это же время завершилось отделение экологии от других наук, и было положено начало экологии человека. Углубленно разрабатывалось направление «география человека – экология человека – социология». Под названием «биология человека» оно широко развивалось в книгах И.И. Мечникова.

Становление экологической науки

Тогда же зародилась социальная экология в работах А. Конта, развитых Д. Миллем и Г. Спенсером. Социально-экологические и биоэкологические направления какое-то время развивались параллельно, однако благодаря более развитому методологическому аппарату биология заняла лидирующее место.

В начале XX в. оформились экологические школы, были организованы экологические научные общества, выпущен первый учебник. Экологию начали преподавать в ряде университетов. Были разработаны первые природоохранные концепции. Русский ботаник И.П. Бородин утверждал, что охрана природы равноценна охране исторических памятников, призывая выполнять тем самым «наш нравственный долг».

На четвертом этапе, начало которого можно датировать 20-30-ми годами прошлого века, складывается новый подход к исследованию природных систем с точки зрения единства живой и неживой природы. Уже в 20-е годы начала оформляться экология популяций – демэкология, рассматривающая проблемы внутривидовой организации и динамики численности видов. Одновременно развиваются другие области смежных наук: палеоэкология, биоэкология и пр. В 1926 г. В.И. Вернадским создано учение о живом веществе, открыт закон о геохимическом равновесии биосферы, а в 1935 г. английский ботаник А. Тенсли выдвинул понятие экосистемы. Биосфера предстала как глобальная экосистема, функционирование которой основано на законах обеспечения баланса вещества и энергии. Работы В.В. Докучаева о природных зонах положили начало ландшафтоведению. В 1942 г. В.Н. Сукачевым было обосновано представление о элементарных экосистемах – биогеоценозах; работа Р. Линдемана послужила основой для расчетов и прогнозирования их продуктивности. Количественные методы анализа способствовали получению объективной оценки состояния экосистем.

Становление экологической науки

Дальнейшее развитие научной мысли не могло обойтись без согласования понятий, выработки общей методики исследований, систематизации объема экологических знаний. В это же время закладывались основы международного сотрудничества в сфере глобальных экологических исследований; были начаты всемирные природоохранные программы. Задача изучения взаимоотношений человека и территории проживания выходила на первое место.

Пятым этапом (вторая половина ХХ века – начало XXI века) развития науки является выделение экономических и этико-социальных направлений, формирующих самостоятельные экологические дисциплины при сохранении комплексного подхода. Как отмечает Д.Ж. Маркович, постепенно социальная экология совершенствовала методологический аппарат. Со второй половины 60-х годов круг рассматриваемых вопросов дополнил вопрос определения места и роли человека в биосфере, способов определения оптимальных условий его жизни и развития, а также гармонизации взаимоотношений с другими компонентами биосферы.

Становление экологической науки

Во второй половине XX века Н.Ф. Реймерс внес значительный вклад в изучение социально-экономических аспектов экологии. Представления о возможности господства человека над природой, были переосмыслены с научной точки зрения. В работах международной общественной организации «Римский клуб» впервые были выдвинуты проекты социально-экономических реформ планетарного масштаба. На рубеже XX-XXI вв. о проблемах оптимизации природопользования говорили президент Международного независимого эколого-политологического университета акад. Н.Н. Моисеев , министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации В.И. Данилов-Данильян, географ проф. В.М. Разумовский и др. Разрабатывались различные модели стабильности биосферы в условиях антропогенных воздействий. Разработанная в те годы концепция «Устойчивого развития», взяла за научную основу эко-философское учение В.И. Вернадского о «ноосфере» и позднее была закреплена в государственных нормативных документах.

Новейшие направления экологической науки, такие как экоэтика, экокультурология и пр. свидетельствуют о расширении предметной сферы в сторону изучения духовно-нравственных основ взаимодействия человека и окружающей среды и о существовании новых задач для экологии в этой сфере.

Зародившись как «естественная история» видов, чьим основным объектом внимания были отношения «организм – среда», экология прошла ряд этапов развития. По-прежнему оставаясь «наукой о связях», она вышла за пределы не только биологических, но и социальных наук, заставляя человека вглядываться в собственную душу для поисков ответов на жизненно важные вопросы. Современная экологическая наука не может не учитывать духовную составляющую в жизни человека, в том числе выраженную в его религиозных представлениях.