Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Новости прихода

Доклад протоиерея Михаила Бравермана «Наследие святых отцов, теория «зависимости» и кризисные вопросы современной системы воспитания»

Доклад протоиерея Михаила Бравермана "Наследие святых отцов, теория "зависимости" и кризисные вопросы современной системы воспитания" 26 января в Храме Христа Спасителя в рамках XXI Международных
Рождественских образовательных чтений с докладом выступил протоиерей Михаил
Браверман, магистр богословия, заместитель председателя Отдела религиозного
образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии, настоятель храма свв.
равноапп. Константина и Елены при спецпредприятии «Новое поколение».

Тема доклада: «Наследие святых отцов, теория «зависимости» и кризисные вопросы современной системы воспитания».
Без всякого сомнения, будущее России будет определять сегодняшнее поколение молодежи. Поэтому не случайно, что Предстоятель нашей Церкви уделяет особенное
внимание работе в молодежной среде. Вот что сказал Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл сразу же после своей интронизации 1
февраля 2009 г. в Храме Христа Спасителя: «Предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу:
мы должны идти навстречу молодым людям – как бы это не было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, – помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое
счастье».[1]

К проблемам молодежи приковано не только внимание Церкви, воспитание подрастающего поколения должно стоять во главе угла общественных и
государственных интересов. Мы бы даже сказали, учитывая события последних лет,  что это глобальная мировая проблема современности. В этой связи на всех нас – и педагогах, и священниках лежит ответственность: помочь молодым людям увидеть в жизни смысл и найти в ней свое место.

«Две противоположные тенденции характеризуют духовную ситуацию нашего времени – распространение натуралистических картин мира и растущее политическое влияние религиозных ортодоксий», — утверждает известный немецкий философ Юрген Хабермас. На смену секулярному обществу приходит постсекулярная эпоха, происходит возвращение религии в общественную и политическую жизнь, бурный рост новых, деинституционализованных форм религиозности. Религии вновь становятся субъектами мировой политики, предлагают свои проекты переустройства мира, политизируются и «социализируются».[2]

Святоотеческая традиция учит нас во всех делах иметь Евангельское обоснование для своей деятельности. В Древнем патерике, в одном из слов прп. Антония Великого
об этом сказано так: «Что бы ты ни делал, имей на это основание в Божественном Писании».[3] И в Евангелии мы видим, что Господь, Который по собственному слову «пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние» (Мт.9:13) в дни Своего Земного служения общался с теми кто воспринимался как явный грешник и был отвергнут обществом, так что Его даже обвиняли: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мт.11:19). Одного из таких мытарей Господь даже избирает для того, что бы сделать из него апостола. И в самом конце Евангельской истории Господь посылает учеников в мир, ко всем народам, крестить
и учить, не ограничивая эту задачу какими-то социальными, временными или иными рамками. Эту миссию Церковь несет и доныне. Сегодня вокруг нас живут люди,
никогда не слышавшие Божие слово, не знакомые с Евангельскими заповедями, не понимающие что такое Церковь и что она делает в этом мире. Это касается как
взрослых, так и совсем молодых людей. Нам представляется очевидным, что нравственное оздоровление общества, возможно только тогда, когда человек
обретает то знание о мире и человеке, которое заключено в Божественном Откровении – Библии. Именно тогда человек получает тот фундамент на котором можно строить свою жизнь. И особым откровением является Библейский взгляд на человека. Удивительным образом, Библейское воззрение на человека, оказывается в современном мире не сколько архаичным, сколько актуальным. Вот что говорит об этом психолог Л.Ф. Шеховцова: «Описание человека в христианской антропологии очень близко современному системному подходу, так как исходит, прежде всего, из постулата целостности человека – человек не есть то, из чего он состоит, как дом не есть материал из которого он построен. Человек есть целое. В отличии от современной науки, постулат целостности не только теоретически провозглашен в христианстве, но и реализован в практике спасения, изменения человека». [4]

Человек, каким его видит Церковь, есть таинственный образ Божий, ведь согласно Писанию «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт.1:27) И первый человек – Адам, и каждый, кто приходит в мир, несет на себе этот таинственный отпечаток Божества. Между тем дать четкое и всеобъемлющее определение понятия «образа Божия» в человеке достаточно проблематично. Ведь так же как Бог, Который, согласно апофатическому учению Церкви, выраженному, в том числе, и в евхаристической молитве свт. Иоанна Златоуста «неизреченен, недоведом, невидим, непостижим», так же и непостижим и Его образ – человек. «Образ Божий онтологически неопределим, можно говорить только об отображении совершенствПервообраза, или что тоже, о причастии Его благ» — учит свт. Григорий Нисский.[5]

«В душе нашей мы можем усмотреть: троичность ипостасий, единство стества, единовременность, нераздельность, несозерцаемость, нерожденность, рождение,
исхождение, творчество, промышление, суд, творчество, промышление, неприкосновенность, бесплотность, нетление, неистребимость, бессмертие, вечность, необъяснимость, великолепие». В этом перечислении названы те божественные атрибуты, которыми наделена и наша душа. Конечно «это образ библейских типологий, а не абсолютного тождества».[6]

Также, по мнению святых отцов, в уже более определенных чертах, образ Божий находится в разумности, свободной воле, бессмертии души, господстве над творением,
способности творить. Но человек есть существо как изначально духовное, так и психофизическое (дух – душа – тело), поэтому и тело тоже включено в понятие образа Божьего. Ведь стать человеком Бог благоволил еще прежде сотворения мира. «И потому – пишет о Христе Спасителе свщмч. Ириней Лионский, – Он и появился в последние времена, чтобы показать, что Его образ похож на Него».[7]

Антропологические взгляды Иринея Лионского имеют для нас особое значение, они как нельзя лучше подходят для теоретического обоснования церковной
педагогической деятельности в среде подростков, и  в частности, тех молодых людей, которых мы тназываем «трудными», или даже, говоря языком психологии и социологии, «деликвентынми», то есть совершившими правонарушения.

Вслед за апостолом Павлом Ириней Лионский учит что «Совершенный человек…состоит из трех – плоти, души и духа». При этом «дух спасает и образует; плоть соединяется и образуется, а средняя между этим двумя, т.е. душа, иногда, когда следует духу, возвышается им, иногда же, угождая плоти, ниспадает в земные похотения». [8] Комментируя эти слова прот. Иоанн Мейендорф пишет: «Предлагаемая Иринеем схема очень динамична, каждый элемент в ней несет свою особую функцию: духу принадлежит господство над телом, душа же подвижно располагается между ними; чем ближе к духу «поднимается» душа, тем более человек приближается к Богу, чем ниже она «спускается», тем ближе человек к животному. Когда св. Ириней говорит о Духе, его мысль ясно не различает между духом человеческим и Духом Божиим. Вполне вероятно, что он умышленно пользовался этим термином в обоих значениях сразу, не проводя четкой границы. Как бы то ни было, для Иринея не существует трудностей, связанных с общением между человеком и Богом. Дух в человеке есть не что иное как Дух Божий! Иными словами «образ и подобие» в человеке Богу следует представлять не в виде отражения или картинки, а в категориях единства, общей жизни, общения или участия».[9]

Такое понимание человека в современном богословии носит название «теоцентрической антропологии». Человек не предстает перед взглядом Церкви как автономное существо – человек зависит от Бога и человек приходит в мир для того, чтобы познавать Бога. А вне этого Божественного замысла человек не соответствует
своему призванию. И раз в центре жизни человека находится Бог, то несомненно и то, что подлинный воспитательный и образовательный процесс должен подразумевать духовную составляющую. Потому что без этого человек утрачивает свое, с точки зрения Церкви, уникальное призвание – быть образом Всевышнего Бога.

Исходя из принципа «антропологического теоцентризма» и нашего опыта общения с подростками, в частности – «дилеквентными», мы вводим в теорию педагогического сопровождения трудных подростков понятие «депенденции». Это латинское слово означает «зависимость» в его основе лежит глагол «пендео» — «виснуть» — так на молодежном жаргоне обозначается та или иная зависимость, и так же называют сбой в работе компьютера.

Изучение поведения подростков, а надо сказать, что практически все подростки являются, в той или иной степени, «трудными», показывает, что подавляющее большинство из них страдает от тех или иных вредных привычек, среди которых курение, употребление алкоголя и наркотиков, почти общая компьютерная зависимость.

Для того, что бы указать выход из подобной ситуации мы и предлагаем теорию зависимости, и вводим в нашу практику понятие – dependentia, при этом разделяя зависимость на три отдельные части: dependentia vitalisа – это естественная жизненная необходимость человека в пище, кислороде и т. д., dependentia falsa – это негативная, болезненная и фальшивая зависимость человека от вредных привычек, среди которых: курение, алкоголизм, наркомания, различные формы девиантности.  И это dependentia divinalis – зависимость человека от Бога и Творца. Мы полагаем, что для того, чтобы стать свободным от греховных привычек, необходимо осознание  потребности в общении с Богом, понимание того, что человек не в силах сам избавиться от болезненных пристрастий. Иными словами, необходим свободный выбор
своей «зависимости от Бога».

В Евангелии Сам Господь говорит нам, что «Всякий, делающий грех, есть раб греха… Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:34-36). Подлинную свободу человек может обрести – работая, служа Богу, а вне этого человек остается рабом своих грехов и вредных привычек. Остается человеком, страдающим от фальшивой зависимости. Вот как рассуждает о нашей зависимости от греха и от Бога профессор СПбДАиС архим. Ианнуарий (Ивлиев): «В Библии – раб Божий – это всегда очень почетное наименование. Человек ведь всегда кому-то служит и чему-то служит: служит кому-то в миру, служит своим идолам, служит самому себе, своему эгоизму, служит человеку, либо идее, либо родине, либо императору, либо партии. Человек всегда кому-то служит и абсолютно свободных людей не существует, человек всегда ограничен. И в религиозном смысле человек, прежде всего, раб греха. Грех – это как болезнь, которая пронизывает все человеческое
существо. Грех – не просто как какое-то нарушение заповедей – это примитивное понятие греха… Грех – это прежде всего понятие отчужденности от Бога. Грех –
это болезнь. Болезнь себя являет в каких-то симптомах. Симптомы греха видны в каждом человеке – это прежде всего его ограниченность, его несвобода, его
болезненность, его, в конце концов, полное разложение и смерть…  И человек никуда не может деться от этого служения греху, чтобы человек не делал, каждый момент его приближает к концу, к его смерти, чтобы он не делал, он всегда работает греху и смерти. Он раб греха. Лучше, все-таки, быть рабом Божьим, рабом Свободы, служить вечной жизни, а не
смерти». [10]

Все выше изложенное является теорией, которая предполагает практическую реализацию – ряд идей, которые положены в основание церковной работы с подростками, прежде всего «трудными».

 

Практика

 

Нам представляется, что духовное воспитание должно стать неотъемлемой частью современного педагогического процесса. Ведь сегодня никто, кроме Церкви, не сможет объяснить молодому человеку, что понятия «добра» и «зла» абсолютны, они не зависят от обстоятельств времени и места.  Мы можем обозначить сегодняшнюю школьную ситуацию  как кризисную, отметив, что этот кризис совершенно вечен, он сопутствует процессу взросления и становления. Но помимо внутренних причин, обусловленных природой человека, пораженной грехом, это и внешние факторы. Конечно же, это, прежде всего, социально-экономический фактор, это неблагополучная семья, это школьная дезадаптация и это разрушительная роль СМИ, и наконец, то новое, о чем не мечтали даже писатели-фантасты – это всемирная паутина – Интернет.

В этой ситуации, нам представляется, что сами особенности  психики и поведения молодых людей –подростков, требуют именно того ответа который может дать им Церковь. Центральным пунктом подросткового возраста является вопрос самоутверждения – формирование самооценки, представление о себе как о личности, субъекте деятельности. При влиянии благоприятных внешних факторов можно ожидать положительных тенденций, и наоборот, в результате неблагоприятных условий воспитания формируется резко заниженная или завышенная самооценка.

В то же время, один из ведущих мотивов человеческого поведения – это мотив самоуважения, который возможен при положительно оцениваемой деятельности. Известно, что низкая самооценка переориентирует подростка на девиантный путь развития. Когда у подростка, по каким-то причинам формируется низкая самооценка, его потребность в самоуважении особенно обостряется и заставляет активно искать способы ее удовлетворения. И если подростку не удается повысить самооценку социально приемлемыми способами, то он выбирает альтернативные образцы поведения, происходит переориентация на нормы асоциальных групп. Участие в таких группах предоставляет новые способы самоутвердиться и позволяет тем самым повысить самооценку подростка.

Но ведь  именно Церковь может дать молодому человеку критерий правильного отношения к себе. Потому что для Церкви всякий
человек, будь то заслуженный профессор или малолетний правонарушитель, является таинственным «образом Божиим». Каждый человек достоин уважения, к каждому человеку Бог относится  оберегая его достоинство и не нарушая его свободы. Услышать об этом для молодого человека, обеспокоенного проблемой самоутверждения, уже означает во многом встать на путь правильного решения этой проблемы. Узнав о своей ценности, подросток также узнает и то, что только от него зависит, что будет с тем «образом Божиим» который находится в его душе, будет ли он над ним трудиться, либо же будет его искажать. Будет ли рабом греховных привычек или  предпочтет свободу. Станет зависимым от греха или изберет Бога. Именно от этого и зависит судьба, реализация себя.

Важной особенностью юношеского возраста является стремление к идеалу. Но у современного подростка идеал зачастую совсем не соответствует нормам морали. Это стало возможным из-за отсутствия проведения последовательной работы по формированию в молодежном сознании позитивного идеала современного молодого человека, нравственного, образованного, доброго, и в тоже время способного занять достойное место в жизни. СМИ, кинематограф во многом на роль для подражания выдвигает разнообразных морально несостоятельных типажей, а в лучшем случае поп-артистов и спортсменов. Конечно, наивно было бы ожидать, что образы святых Александра Невского или Иоанна Кронштадского сразу же найдут отклик в  молодежной среде. Но, несомненно, когда молодые люди узнают о том, что их имена имеют определенные значения, что у каждого из них должен быть День именин, и что их имена прославлены теми или иными святыми, то это, как показывает опыт, не может их не заинтересовать. А ведь знание истории святого, с которым мы носим одно и то же имя, и является ответом на поиск идеала, который так необходим молодому человеку.

У современных подростков, как правило, наблюдается слабое развитие волевой сферы – этому есть множество объяснений, не будем на них останавливаться в данный
момент. Как правило они не умеют управлять своими эмоциями и регулировать потребности. В связи с этим следование антиобщественным формам поведения для
них, зачастую представляется более легким и удобным способом существования. Вследствие недостатков в воспитании у несовершеннолетних правонарушителейт некоторые волевые свойства могут закрепляться и выступать как отрицательные волевые черты характера. Поэтому так важно объяснить, что без умения прилагать волевые усилия, без самодисциплины у человека просто не будет будущего. На протяжении веков, Церковь вырабатывала нормы аскетической, деятельной борьбы, ведущей к победе над грехом. Поэтому Церкви есть что сказать сегодняшнему подрастающему поколению. Но это возможно только тогда, когда молодой человек принимает два вышеназванных тезиса: Откровение Церкви о Боге и человеке и признание святости идеалом человеческой жизни.

Конечно, невозможно предположить, что проповедь о Церкви и ее учение в среде молодежи будет сразу и безоговорочно принято. Вере нельзя научить, вера есть свободный выбор свободного человека, но для того, чтобы сделать выбор, прежде всего, необходимы знания. И мы надеемся, что знакомство с тем, что учит о мире, жизни и человеке Церковь, поможет молодым людям найти нравственные ориентиры и подлинные жизненные ценности.


[1] Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии. М. 2009 г. стр. 14.

[2] Копейкин К., прот. Христианство на переломе истории. //Доклад на Торжественном акте СПбДА 09.10.2011// Сайт СПбДА. URL: http://www.spbda.ru/news/a-1394.html. дата обращения 05.03.2012

[3] Древний патерик, изложенный по главам. М., 1899 г., репринт. изд., Глава 1. Увещание святых отцев к преспеванию в совершенстве. стр.11

[4] Шеховцова Л.Ф. Сравнительный анализ концепции человека в современной психологии и христианской антропологии. СПб. 2000. стр. 140

[5] Цит. по: Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. Париж. 1933. стр.159

[6]Керн Киприан. архим. Анропология святителя Григория
Паламы. Париж. 1950. стр. 159

[7] Ириней Лионский. Творения. Доказательство апостольской проповеди. 22. М., 1996. стр.579

[8] Там же. Книга пятая. 9.1. стр.462

[9] Иоанн Мейендорф. прот. Введение в святоотеческое богословие. Минск. 2001. стр. 29-30

[10] Ианнуарий (Ивлиев) архимандрит. Беседы о Новом Завете. Послания апостола Павла. CD. «Град Петров». 2006

Источник: Отдел религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии