Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Христианский православный календарь

Христианский православный календарьХристианская церковь внесла в сельскохозяйственный календарь, приуроченный ко временам года, духовную составляющую, освящая его церковными праздниками подвижного (связанного с лунным календарем) и неподвижного годовых богослужебных кругов, где каждый день в году посвящается памяти святых и особым священным событиям. Экологическую составляющую христианской мистики можно проиллюстрировать сюжетами житий святых церковного календаря. В них описываются разнообразные примеры отношений человека и окружающей природы. Приведем некоторые из них.

В житийной литературе показано отношение неживой природы к святым, или их мощам, а также к иконописным образам Спасителя, Богородицы и святых. В различных случаях природные стихии или компоненты: реки, леса, горы выступают как укрытие, защитники или помощники, а иногда меняют свои физические свойства. Горы расступались, скрыв от преследователей мучениц Феклу и Ариадну. Мученики первых веков христианства – св. Лукиллиан, св. Агния, свщм. Кирилл епископ Гортинский, вмч. Евфимия Всехвальная и др. оставались невредимы в огне или получали помощь от внезапного пролития дождя, гасившего пламя. На своих мантиях как на лодках плыли по рекам преп. Иулий и свт. Василий Рязанский. Тело св. блгв. княгини Иулиании Вяземской увидели плывущим против течения р. Тверцы. Преп. Антоний Римлянин на камне приплыл по Волхову в Новгородские земли. По повелению Богородицы преп. Гавриил Святогорец пошел по морским волнам и принес Ее икону в Иверскую обитель на Афон.

Также в житиях описаны многочисленные природные чудеса, сотворенные преподобными, мучениками, святителями. Святые, обладающие даром прозорливости, могли предсказывать те или иные природные явления, помогая общине или народу; причем их помощь и чудотворения не прекращались и после кончины. Свят. Николай Мирликийский совершал многочисленные чудотворения на земле и на море. По молитвам преподобных Феодора Чудотворца, Виссариона Египетского вода становилась пригодна для питья. Свят. Тихон, епископ Амафунтский насадил виноградник из сухих ветвей, которые принялись. По молитвам преп. Варлаама Хутынского грянул мороз, спасший урожай пшеницы. Преп. Кирилл, игумен Белоезерский укротил бурю на озере, угрожающую рыбакам.

Живая природа, видя в святых незамутненный Образ Божий, проявляет большую активность в своем желании добровольно и с радостью служить человеку; более того, есть примеры того, как животные разделяют мученический венец человека. Мучеников-христиан бросали на растерзание львам, медведям, но те не трогали их. Правитель велел убить зверей, не растерзавших свт. Емилиана, который благодарил Господа за то, что дикие звери принимают смерть за Христа. Вмч. целителя Пантелеимона бросили на растерзание зверям, но звери лизали его ноги. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Птицы приносили пищу в темницу св. мч. Агафоклии. Лев лапой поддерживал камень, привязанный к шее мч. Зосимы пустынника. Преподобных Серафима Саровского, Германа Аляскинского посещали лесные звери и кормились из их рук. Преп. Флорентию служил медведь – пас овец, носил воду. Ворон приносил хлеб преп. Павлу Фивейскому, а по его кончине лев когтями вырыл ему могилу. Преп. Герасиму Иорданскому помогал в трудах лев, который по смерти старца умер и был зарыт близ гроба святого. К жилищу св. мч. Маманта собирались населявшие окрестную пустыню звери и слушали чтение Святого Евангелия.

Известно традиционное предание о начале строительства или переносе церкви чаще всего с помощью переместившейся Богородичной иконы (но иногда и через природные знаки) –  таким образом, давалось указание на наилучшее с практической и эстетической точек зрения место. Богородичная икона или Сама Богоматерь являлись в лесу, на водах, на камне и в иных местах. Богородичная икона или Сама Богоматерь являлись в лесу, на водах, на камне и в иных местах. Явление чудотворных икон Божией Матери Урюпинской, Югской, Галичской-Чухломской «Знамение», Курской Коренной иконы «Знамение Божией Матери», Исааковской иконы Рождества Пресвятой Богородицы и других было на ветвях деревьев или в их корнях. Чаще всего на месте явления образа истекал из земли целебный источник. Если икону переносили, то она возвращалась на прежнее место. Так Божья Матерь давала понять, что Ей угодно устроение здесь часовни, церкви или обители. Толгская икона Пресвятой Богородицы была явлена в огненном столпе на правом берегу Волги напротив впадения в нее р. Толги; Икона Божией Матери «Призри на смирение» – в Псковской земле, на озере Каменном. На горе, где сейчас расположен Почаевский монастырь, Сама Богородица явилась на камне окруженная пламенем, а Ее икона стала называться Почаевской.

Анализируя тексты праздников, можно увидеть, что Господь, Богоматерь, святые и ангелы различным образом проявляют постоянную заботу о тварном мире. И здесь важно отметить, что когда человек готов отозваться на этот призыв, то земля преображается, являя удивительные плоды его физического и духовного труда.