Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Болгарская мозаика

Болгарская мозаика Православие в Болгарии состоит, как мозаика, из разных пестрых кусочков. Чтобы понять общую картину, может, и стоит отойти подальше, но, в восхищении от этой страны, я все-таки сижу и, любуясь, перебираю части узора по отдельности.
Вот, например, воскресный полдень в приморском Созополе: служба уже закончилась, но прихожане не спешат расходиться от церкви святого Георгия. Туристам и не протиснуться по старинной улочке — столько вокруг народу. Пожилые устраиваются на лавочках в тенечке, прямо у стены храма, сюда же заказывают себе кофе из ближайшего кафе, чтобы неспешно, в беседе с приятными людьми провести остаток дня.
Или Поморие, церковь Успения Богородицы. Время неурочное, но, завидев праздношатающихся туристов, к нам сразу же спешат, включают в храме свет. Советуют обратить внимание на самые чтимые иконы. Очень трогает с любовью обустроенный придел с «русскими» образами блаженной Ксении Петербургской и преподобного Серафима Саровского. Кто-то принес к иконам свежие цветы.
Или те же самые приморские города, но в совершенно не туристическое время — в январе, на Крещение. В Йорданов день, как его здесь называют, со всего города к храму стягивается молодежь. Болгары не прорубают иордани — море не замерзает. После Литургии все идут крестным ходом к морю. Настоятель бросает со скалы вниз довольно большой деревянный крест, смельчаки ныряют следом. Этот обычай называется «спасение Креста». А в городе Калофере на реке Тунджа после крещенской Литургии более двухсот мужчин танцуют в ледяной воде народный танец хора.
Как-то довелось мне в Софии побывать на пятничной вечерней службе в трех храмах. Сначала — на русском подворье, в церкви святого Николая Чудотворца, тут было многолюднее всего. Затем — в маленькой церквушке святой Петки (святой Параскевы, почитаемой в Болгарии и Сербии с XI века). В нижний придел этого храма можно попасть чуть ли не из подъезда офисного здания — так глубоко вросла в землю церковь, построенная во времена османов. Те в свое время строго регламентировали даже высоту храмов. Первое чувство — окатившая волна чего-то родного и знакомого. Все дело в языке богослужения: при всей похожести болгарского и русского, в каждодневном общении все-таки ощущаешь себя в другой среде, а тут — будто дома. Тем ярче снова ощущаешь открытость и заинтересованность в каждом приходящем в храм. Третий храм — вечерня в «Святой Неделе», большом старинном храме, где в пении хора словно угадывалась и боль столетий под игом, и сила надежды на возрождение. Трагична история этого храма. В 1924 году он был сильно поврежден коммунистическим терактом: при попытке уничтожить правителей государства, которые там собрались на панихиду, был взорван купол. При теракте погибли около 200 человек. В 1933 году храм был восстановлен.
Есть и другие кусочки мозаики. Например, то, что в XIX веке священноначалие в основном было из греков, его отношения с болгарским клиром и паствой складывались трудно, а турецкие власти только поддерживали нестроения. А в конце 1990‑х одно из новых демократических правительств сделало многое, чтобы спровоцировать раскол внутри Болгарской Церкви, последствия которого еще только предстоит излечивать.
По данным статистики, православными себя называют более 75% болгар. И в то же время только 13,6% посещают раз в месяц службу. Ситуация, похожая на нашу. Только причины и корни немного разные. Зато попытаться что-то изменить можно вместе.
Автор: Екатерина Иконникова

Источник: Вода Живая