Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

Наинская вдова и Воскресение Христово. Из книги протоиерея Михаила Бравермана «Евангельская история в проповеди».

34030.pВ то время пошел Иисус в город, называемый Наин, и вместе с Ним шли ученики Его и множество наро-да. А когда подошел Он к городским воротам, как раз выносили покойника, который был у своей матери единственный сын, а она была вдова; и немало народа из города шло с ней. Увидев ее, Господь над ней сжалился и сказал ей: «Не плачь!» И Он подошел и прикоснулся к одру; те, кто несли, остановились. И сказал Он: «Юноша, говорю тебе, встань!» И умерший сел и начал говорить; и отдал его Иисус матери его. Всех объял страх, и стали они славить Бога, говоря: «Великий пророк явился среди нас, и Бог вспомнил о народе Своем!»

(Лк. 7:11–16). Перевод Сергея Аверинцева

Проповедуя Царство Божие, Господь Иисус Христос подтверждал Свое слово явлением Своей силы. Он исцелял больных и даже воскрешал умерших. Ведь там, где Христос, – там уже Царство Божие, там уже победа над смертью и болезнью. Это видели, в этом убедились те современники земной жизни Спасителя, кто Его встретил, кому Он помог.

Но изменилось ли что-либо в этом мире для всех остальных? Ведь смерть по-прежнему собирает свой урожай, а предшествуют смерти болезни, слезы и страдания. Так в чем же тогда вечный смысл Благовестия Христова, в чем смысл евангельского повествования об умершем юноше – сыне вдовы из галилейского городка Наин? О чем говорит нам эта история – рассказ о том, как в залитый солнцем день выходящая из городских ворот траурная процессия встретила Господа? Он подо-шел и прикоснулся к одру – к носилкам, на которых нес-ли мертвое тело, нарушив тем самым закон о ритуальной чистоте. Процессия остановилась. Он сказал несчастной матери: «Не плачь!», а ее мертвому сыну сказал: «Тебе говорю! Встань!» Так Господь воззвал умершего к жизни «и отдал его матери его». Когда-то ветхозаветный пророк Илия, прославившийся особыми чудесами, тоже возвратил к жизни отрока и отдал его матери. Потому видевшие сотворенное Господом чудо воскликнули: «Великий пророк восстал между нами!»

Бог посетил народ Свой! 

Еще в Ветхом Завете смерть побеждалась святостью. А в Новом Завете Господь постоянно говорит, что Он Сам и есть Жизнь и Воскресение, и это настолько реально, что верующий в Него, если и умрет, – оживет. И чудо воскрешения сына наинской вдовы, и воскрешение Христом дочери начальника синагоги Иаира, и воскрешение Лазаря, пролежавшего во гробе четверо суток, свидетельствует, что Христос есть Владыка всех – и живых, и мертвых, и указывает нам на будущее всеобщее воскресение.

Начиная с повествования о воскресшем юноше, евангелист Лука именует Иисуса Христа Господом: праведная Елизавета называет Деву Марию Матерью Господа, Ангел говорит пастухам о родившемся Господе, апостол Петр исповедует Иисуса Господом, но сам евангелист до истории с сыном вдовы именует Господом только Бога Отца. По слову священномученика Иринея Лионского, «апостолы никогда не именовали Господом никого, кроме Единого истинного Бога. Греческим словом «Κύριος» (Кириос)– «Господь» – при переводе священных книг Ветхого Завета с еврейского на греческий передано священное имя Бога – Сущий. Иисус Христос и есть истинный Сущий Бог, Господь, Силою и Духом Которого пророчествовали и совершали свои чудеса ветхозаветные пророки и Который, когда Он явился человеком, уже Сам учил и воскрешал из мертвых. Это и означали на самом  деле слова свидетелей воскрешения сына наинской вдовы: «Бог посетил народ Свой».

Но что же стало впоследствии с воскрешенным юно-шей? Вкусил ли он затем смерть – умер ли? Конечно, он этот мир покинул – как и Лазарь, и дочь Иаира. Но к тому моменту, когда они умерли, смерть уже потеряла безраз-дельную власть над человеком. Потому что еще при их жизни в этом мире произошло самое главное событие в истории человечества, ради которого Бог стал человеком и пришел в мир: Своей смертью на Кресте Он победил смерть, чтобы «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Смерть как преддверие 

Без всякого сомнения, отношение к смерти является ключевым вопросом нашей жизни, потому что она грозит обесценить всю нашу жизнь и лишить ее смысла. Смерть, которая является участью всех живущих, в то же время противоестественна для человека, ведь «Бог создал человека для нетления» (Прем. 2:23). Смертным же чело-век стал тогда, когда в своем грехопадении отпал от Бога – источника жизни. Смерть пришла в мир, а с нею пришли в мир болезнь и страдание. Вместе с человеком все живое на земле покорилось смерти, потому что все было сотворено для человека. И потому не только чело-век, но и все живое противится смерти и испытывает ужас перед небытием.

Наше отношение к смерти – это на самом деле вопрос нашего отношения к жизни, наше решение, для чего и ради чего мы живем и, соответственно, как мы живем. Ведь если нет вечной жизни, нет воскресения из мертвых, то, как говорит о такой ситуации апостол Павел, «станем есть и пить, ибо завтра умрем» (1 Кор. 15:32). Мы видим, что многие так и живут, будто не будет ни суда, ни воздаяния, ни жизни будущего века, и человеку действительно остается только «есть, пить и веселиться». Именно так в притче Господней говорил себе безумный богач, собравший обильный урожай и не желавший ду-мать о том, что в любой момент смерть может посетить его и он должен будет предстать перед Богом.

И еще: человек, чтобы не бояться смерти, делает вид, что ее вообще не существует, выносит ее за рамки бытия. Именно это стремление уже в древности обозначил и сформулировал греческий философ Эпикур в известном высказывании, ставшем афоризмом: «Самое страшное из зол – смерть – не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерти нет, а когда будет существовать смерть, не будет нас». Но эти эффектные слова нисколько не решают того вечного и мучительного вопроса о тленности, который висит над всем человеческим родом.

Что, как не страх смерти, лежит, например, в основе явления, которое мы можем наблюдать сейчас в таком массовом и востребованном искусстве, как кино, где в самых разных фильмах десятки, сотни и тысячи смертей зачастую не значат совершенно ничего? Эта попытка обесценить таинство смерти выдает очень глубоко запрятанный ужас.

Действительно, говорить о смерти вне Христа и веры в Него очень страшно – и абсолютно бесполезно. Потому что именно Христос Бог дает совершенный и полный ответ на вопрос о смысле жизни и смысле смерти. Воскресая, Христос избавляет нас от вечной погибели и от того рабского ужаса смерти, который со времен изгнания из рая висит над всем человечеством. Ибо Своим Воскресением Он победил смерть и освободил нас – «тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:15).

И неправда, что в современном мире человек может не знать, не слышать о Христе и Его победе, – не может, если только он не совсем духовно оглох и ослеп. Мир насыщен информацией о Христе. О Нем свидетельствуют Писание и мироздание, история и любое подлинное искусство, опыт и интуиция человека. И каждый из нас призван встретить Христа и в жизни, и в смерти: для того Он и воскрес, чтобы смерть не была последним словом о человеке, а стала преддверием воскресения.

В знак этого Он и воскрешает умершего сына наинской вдовы, как особо отмечает евангелист, при учениках и множестве народа, – чтобы все, чтобы весь мир и каждый человек знал, что Господь Иисус Христос есть и Жизнь, и Воскресение.

Аминь.