Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

Сила Креста. Из книги протоиерея Михаила Бравермана «Евангельская история в проповеди».

4 TКрест венчает наши храмы. Крест украшает священные книги и одежды священника. Крестным знамением мы осеняем себя, начиная и заканчивая молитву. И, наконец, все мы, православные христиане, носим образ Креста на своей груди. Крест – знак нашей веры, знак нашей принадлежности Христу. Но 2000 лет назад почитание Креста как святыни стало неслыханным переворотом в сознании людей. Потому что тогда, когда Бог Своим Воплощением посетил наш мир, крест был орудием страшной, мучительной и позорной казни. Неслучайно апостол Павел сказал, что слово о Кресте было «безумием» для его неверующих современников.

Римляне перенимали у завоеванных народов не только достижения культуры: так, у персов они позаимствовали чудовищную казнь на кресте. Распятие на кресте было настолько ужасным, что в Империи оно применялось только к рабам или бунтовщикам – политическим преступникам. Римских граждан так не казнили, и потому впоследствии апостол Павел – римский гражданин – за проповедь о Христе был не распят, а усечен мечом.

Напротив, когда в 70-х годах до Рождества Христова римскими войсками с трудом было подавлено восстание рабов под предводительством гладиатора Спартака, шесть тысяч мятежников были распяты на крестах вдоль ведущей в Рим Аппиевой дороги.

И вот именно в такой мир приходит Сын Божий. Именно такой смертью – на кресте – умрет он как человек. Умрет для того, чтобы победить смерть Воскресением, чтобы преобразить крест из орудия смерти в оружие нашей победы.

Крест свидетельствует о тайне Божественной любви, в знаке Креста заключено откровение о Боге и Его промысле: вертикаль – символ того, что Бог пришел на землю и в смерти сошел до самого ада, чтобы вывести оттуда всех, ожидавших Его пришествия, начиная с Адама и Евы. Вертикаль Креста устремлена ввысь, в Небеса, в духовный космос, туда, откуда пришел Господь, куда Он взошел в день Вознесения и откуда Он снова придет – судить живых и мертвых. Горизонталь же символ того, что Бог призывает к Себе всех людей – от Востока и до Запада, от начала мировой истории и до ее окончания. Крест соединяет прошлое и будущее, Крест соединяет земное и небесное и, наконец, Крест соединяет Бога и человека. И в центре Креста – Богочеловек Иисус Христос, приносящий Себя в Жертву за жизнь мира.

В начале IV века Константин Великий перед сражением с огромным войском гонителя христиан увидел на небесах знамение – Крест Господа – и услышал слова: «Сим победишь!». Константин возложил упование на Крест и победил. Он стал первым христианским императором, и через него вся Римская империя стала поклоняться Кресту, преобразившись из языческой и богоборческой в христианскую. Именем Константина был назван город, новая столица империи, которую впоследствии историки назовут Византией. Именно от Византии восприняла христианство Россия, и так традиция поклонения Кресту как поклонения Христу Воскресшему стала нашим достоянием, нашим участием в вечном Христовом Царстве.

Когда мы молимся перед иконами Спасителя, Его Пречистой Матери и святых, то икона для нас является окном в духовный мир, через созерцание иконы – образа – восходим мы к Первообразу. А предстоя Кресту Господню, обращаемся мы и к силе самого Креста: «Радуйся, пречистый и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю».

Чудесная сила Креста – Благодать Господа нашего, сделавшего орудие Своей смерти знамением победы и знамением нашего спасения.

Крест – символ спасения, символ смерти и Воскресения. А осеняем мы себя крестным знамением во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ибо через Крест открывается нам Пресвятая Троица. «Бог есть Любовь», – говорит очевидец евангельских событий Иоанн Богослов. Любовь – суть отношений Отца и Сына и Святого Духа. Любовь – это откровение о Боге, человеку явленное прежде всего в таинстве Креста, где, по слову святителя Филарета Московского, «Отец – любовь распинающая, Сын – любовь распинаемая, а Дух Святой – любовь торжествующая».

Аминь.

протоиерей Михаил Браверман