Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

«Вечно живое и никогда не прекращающееся первохристианство»

Сергей Иосифович Фудель (1900–1977), ровесник трагического для России XX века, родился в семье московского тюремного священника и был крещен в храме Бутырской тюрьмы, в стены которой ему предстояло не раз вернуться в качестве узника. В университете удалось проучиться до первого ареста — лишь год. В жизни уместились три ареста, двенадцать лет тюрьмы и ссылки, а между ними — годы войны, проведенные в армии.
 

С небольшими перерывами, которые были наполнены ожиданием ночного стука в дверь и нового ареста, эти испытания растянулись без малого на три десятилетия. Соединиться с семьей Фудель смог лишь во второй половине столетия. Дома не было, попытки устроиться хоть где-нибудь всем вместе проваливались…

Случившегося на этом скорбном пути было довольно, чтобы сломить и сильного человека. Сергей Фудель прожил жизнь и встретил ее конец с благодарностью Богу. Он стремился поделиться с другими свидетельством о том, что значила для него Церковь. Для многих встреча с его книгами стала поворотным событием в жизни, побудив к следованию за Христом. Сочинения Фуделя, памятные нескольким поколениям читателей по самиздату и переиздающиеся сегодня в разных странах, пришли к нам из той подспудной эпохи, о которой он говорил: «В наше время видимая жизнь Церкви полна темноты и бессилия». Но их страницы донесли до нас свидетельство света и силы.
«Вечно живое и никогда не прекращающееся первохристианство»
 
Из книги «Церковь верных»:
«До познания Бога человек доходит собственными слезами. Не то же ли самое в отношении Церкви? В Церковь надо иметь такую же веру, как в Бога. Это означает, что свое отношение к Церкви мы должны направить в ту же сверхрассудочную, таинственную и духовно достовернейшую область благодати, в которой совершаются и наши отношения к Богу. Ведь и вера в Церковь есть вера именно в святую Церковь, в непостижимое чудо ее благодатного бытия.
В изложении учения девятого члена Символа веры в «Пространном катехизисе» мы читаем: «Что значит веровать в Церковь? Значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать», то есть, сокращенно говоря, верить в Церковь — значит верить в ее благодатность, верить, собственно, не в людей, ею руководящих, а в благодать Божию, через этих людей или помимо этих людей ее непостижимо сохраняющую. В катехизисе сказано так: «Благодать Божия… и есть собственно предмет верования в Церковь».
«Дух Церкви — это благодать Святого Духа, невидимо и таинственно действующая». Святая Церковь есть единство и радость в Боге облагодатствованных Им людей. Она есть вселенская дружба учеников Христовых. «Вы друзья Мои»{42} — было сказано в ночь основания Церкви. Ночью была основана Церковь, на пороге страданий, и долгая светозарная ночь — ее благодатный исторический путь. Человеку нет большей радости в пустыне пути, как увидеть, что он не один, что кругом, как после Двенадцати Евангелий в Великий четверг, идут со свечами люди. Это и есть Церковь, — пустыня пути открывается Церковью. «Процвела есть пустыня, яко крин. Господи, языческая неплодящая церковь, пришествием Твоим, в ней же утвердися мое сердце». «Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение». «Пожру Ти (принесу Тебе жертву. — С. Ф.) со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися, ради милости от ребр Твоих истекшею кровию». «Огнедохновенную приимите Духа росу, о чада светообразная церковная!».
Таким дано в богослужебных текстах самоощущение Церкви. Это Церковь Тайной вечери и прощальной беседы. Это Церковь Пятидесятницы, пребывающей во веки веков. Многообъемлемость ощущения объединяется в единое чувство: радость истинного обладания Христом, покой сопребывания с Учителем: «И вот, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Покой Церкви есть покой единого Тела:«Я с вами» означает, что Христос, вознесшись, оставил людям не Свое учение, а Себя Самого — учащего нас и спасающего нас, действительно пребывающего с людьми в Церкви, несущей и Его учение, и Его жизнь, Его смерть, и Его Воскресение. После Боговоплощения уже нет Христа без Его Церкви, уже нет Христа бестелесного, так как «Тело Его есть Церковь» (Кол. 1, 24).
«Ничто не может отделить от Христа Церкви, то есть народа, составляющего Церковь, твердо пребывающего в вере и связанного нераздельной любовью».
Церковь есть Христос в Его теле, или, как еще раз сказал апостол: «Тело Его, полнота Наполняющего все во всем»

Церковь верных