Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Природа в христианском миропонимании

Здравствуйте, уважаемые читатели. С января 2013 года в Санкт-Петербургской Духовной Академии преподается новая учебная дисциплина «Христианская экология». На нашем сайте вы познакомитесь с основами христианской экологии и узнаетео взаимодействии экологической науки и христианского мировоззрения.

Учебная дисциплина «о христианской экологии» состоит из определенных разделов научных дисциплин экология и богословие, включая историю их становления и христианскую оценку их взаимодействия и применения.

Природа в христианском миропонимании

Каким образом связаны экология и теология?

Связь между этими дисциплинами осуществляется через социальную экологию.

Экология – это наука о связях организмов между собой и окружающей средой. Буквальный перевод слова «экология» (греч.οίκος – жилище, место обитания, дом и lόγος – учение, слово) – «слово о доме»; смысловой – «у себя дома», на планете Земля, которая является совокупной средой обитания для всего сотворенного Богом.

Взаимодействие человека с окружающим миром может исследоваться с помощью разных научных подходов.

Первый рассматривает человека, как один из биологических видов.

Второй рассматривает человека, как социальное существо, преобразующее окружающую среду в соответствии с законами развития общества.

Третий рассматривает нравственные, духовные мотивы подобных преобразований; их истоки (в том числе в самой природе) и последствия.

Социальная экология включает два последних подхода и становится своеобразным «мостом» между человеческими сообществами и природными системами.

Зародившись как «естественная история» видов, экология прошла ряд этапов развития. По-прежнему оставаясь наукой о связях, она вышла за пределы биологических и социальных наук. Новейшие направления экологической науки — экоэтика и экокультурология учитывают духовную составляющую в жизни человека, в том числе выраженную в его религиозных представлениях.

«Мостом» от христианского богословия к экологии являются слова апостола Павла из послания к Римлянам: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих», а как по нему идти вы узнаете в нашей рубрике.

 

Обзор современных церковных документов в экологической сфере

 

Русская Православная Церковь давно призывает задуматься над экологическими проблемами, требующими неотложного решения. До недавнего времени главные положения по экологии содержались в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». В мае 2012 г. комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества был представлен проект документа «Основы экологической концепции Русской Православной Церкви». Проект прошел несколько редакций и на Архиерейском Соборе 2013 года документ получит официальный статус.

Природа в христианском миропонимании

 

«На Архиерейском Соборе 1997 года Патриарх Алексий II отметил неоценимый опыт русского монашества в деле преображения окружающей среды. Также Святейший Патриарх говорил об опыте экологической деятельности иных конфессий, подчеркнув, что там «в каждой епархии есть ответственный за охрану окружающей среды».

 

До недавнего времени главные положения по экологии содержались в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви », принятой Архиерейским Собором в 2000 году. «Ответы на многие вопросы, поставленные кризисом окружающей среды, содержатся в человеческой душе, а не в сферах экономики, биологии, технологии или политики», — говорится в XIII главе. Рассмотрим ее основные положения.

Глава XIII. «Церковь и проблемы экологии» начинается с того, что православная Церковь осознает свою ответственность за судьбу мира. Т.е. каждый человек, считающий себя православным христианином, отвечает делом – в границах своей профессиональной сферы и частной жизни; словом – в рамках образования, воспитания детей, миссионерства или просто выражения личной позиции.

В следующем разделе говорится об экологических проблемах, стоящих перед современным обществом. Кратко сформулирован церковный взгляд на отношения между человеком и окружающей средой: «Владычествование» над природой и «обладание» землей (Быт. 1:28), к которым человек призван… свидетельствуют, что человек является носителем образа небесного Домовладыки и как таковой должен, …показать свое царское достоинство не в господстве и насилии…, но в «возделывании» и «хранении» (Быт. 2:15)… царства природы, за которое он ответственен перед Богом».

Далее в документе говорится о становлении и развитии в обществе экологической этики, с целью «повысить нравственную и юридическую ответственность за вред, нанесенный природе»; отмечается, что этические основы должны носить не только гуманистический, но и христианский характер. Сформулирован главный принцип позиции Церкви в вопросах экологии «единства и целостности сотворенного Богом мира», – эта мысль подчеркивает отличие теоцентрического мировоззрения от позиции гуманистического антропоцентризма, рассматривающей природу как вместилище отдельных, самопроизвольно возникших ресурсов предназначенных для потребления.

В заключение указывается на прямую связь экологии и антропологии, подчеркивается, что «преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного немыслимо». Церковь не призывает свернуть природоохранную деятельность, а только утверждает, что человек изменяет окружающий мир «в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преображения души».

На Архиерейском Соборе 2008 года были приняты «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В целом, повторяя положения Социальной концепции, «Основы» добавляли, что «реализация прав человека не должна вступать в противоречие с богоустановленными нравственными нормами и основанной на них традиционной моралью. Индивидуальные права человека не могут противопоставляться ценностям и интересам Отечества, общины, семьи… не могут служить поводом для нанесения… урона природному достоянию».

Посланием Предстоятелей Православных Церквей (Фанар, 10-11 октября 2008 г.) подтверждалась инициатива Вселенского Патриархата и Православных Церквей по защите природной среды: установление дня «особых молитв защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года… Введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу». Пока это еще не вошло в церковную жизнь, но говорит о том, что Церковь имеет желание вести экологическую работу самого широкого спектра.

XIII Всемирный русский народный собор, который прошел в Москве 23 мая 2009 года, рассмотрев тему «Экология души и молодежь: духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» обратился к согражданам со следующим Соборным словом: «Чистота в душах людей отражается на окружающем их мире, помогает сохранить красоту и разнообразие родной природы. Русская Православная Церковь, другие традиционные религиозные общины России давно призывают задуматься над экологическими проблемами, требующими неотложного решения.

В мае 2012 г. комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества был представлен проект документа «Основы экологической концепции Русской Православной Церкви». Он прошел несколько редакций, был размещен на сайтах Межсоборного присутствия и на портале Богослов.ру.

Анализ комментариев показал, что читатель не давал оценку тексту, как единому документу, а комментировал то, за что «цепляется взгляд» или представлялось важным лично для него. Две ключевых проблемы, которые были сформулированы в обсуждениях являются особенно актуальными.

  • Отсутствие понимания священством взаимосвязей между богословием, науками о человеке и окружающей среде, что тормозит продвижение экологического образования.
  • Церковная оценка современных экологических движений, распространяющих идеологию неоязычества и Нью Эйдж.

 

22-23 ноября 2012 года прошел второй пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Из комментария заместителя управляющего делами Московской Патриархии арх. Саввы (Тутунова): «Проект об экологии был почти наполовину переписан во время заседания. Совсем не ожидал, что он вызовет такую дискуссию». 4 февраля 2013 года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви продолжил свою работу. На пленарном заседании архипастыри обсудили проект документа «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Члены Собора предложили ряд поправок, по внесении которых обсуждавшийся документ был принят». Завершился третий день работы Архиерейского Cобора Русской Православной Церкви